Споры с налоговыми органами, связанные с регистрацией компаний с иностранным участием, также не являются редкостью. Таких споров меньше, поскольку размер госпошлины составляет 4 000 рублей
[1], и заявителю проще уплатить ее повторно и учесть требования ФНС (если это возможно).
Бывают ситуации, когда налоговый орган может отказать в регистрации юридического лица по причине банального непонимания иностранной корпоративной документации. И в таком случае повторная подача документов может привести к повторному отказу. Так, в одном из дел, которое рассматривалось в Девятнадцатом арбитражном апелляционном суде, общество оспаривало решение налогового органа об отмене регистрации ООО (
см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2014 по делу N А14-13098/2013). В данном деле налоговым органом были сделаны ошибочные выводы относительно неполноты предоставленного комплекта документов.
В частности, налоговый орган указал на то, что при подаче документов на регистрацию заявителем не была предоставлена выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения в качестве доказательства юридического статуса иностранного лица – учредителя. При этом обществом было представлено свидетельство о государственной регистрации, которое выступает эквивалентом выписки и является, в соответствии с законодательством Британских Виргинских островов (БВО) окончательным доказательством того, что все требования закона к регистрации были выполнены и компания была зарегистрирована на дату, указанную в свидетельстве.
Кроме того, налоговый орган ошибочно сделал вывод о том, что единственным участником общества является компания, зарегистрированная на БВО, единственным участником которой, в свою очередь, является другая компания из БВО. Довод о единственном участнике общества не соответствовал фактическим обстоятельствам дела – в действительности было несколько акционеров.
Чтобы избежать ситуации, при которой налоговый орган не разберется в предоставленной документации, и минимизировать риск отказа, рекомендуется также приложить к комплекту документов сопроводительное письмо с пояснением всех возможных нюансов, связанных с корпоративными документами, а также документами, выданными органами государственной власти иностранного государства. Особенно это касается случаев, когда в комплекте документов есть какие-либо особенности, которые могут привлечь внимание инспектора ФНС. Опытный юрист замечает эти особенности и заранее адаптирует комплект документов, готовит пояснения.
Также, как показывает судебная практика, отказы налоговых органов в регистрации также могут быть связаны с формальным нарушением запрета на корпоративную структуру «матрешки» (российское общество открывается с единственным участником/акционером, в капитале которого также участвует только один участник/акционер)
[2].
Например, в деле, которое рассматривалось в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа (см.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2019 N Ф08-7274/2019 по делу N А53-35442/2018) налоговый орган отказал в государственной регистрации выхода участника из состава общества в связи с тем, что оно не может иметь в качестве единственного участника иное хозяйственное общество (в данном случае – иностранное юридическое лицо), состоящее из одного лица.
В своем решении суд указал на то, что общество, единственным участником которого будет являться созданное по законодательству иностранного государства юридическое лицо, имеющее одного участника (акционера), не соответствует законодательству Российской Федерации (абз. 3 ч. 2 ст. 7 федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ).
Практика отказов по данным основаниям не очень обширная. Более того, существует обратная позиция по применению норм о «матрешке»
[3]. Чаще всего отказы в регистрационных действиях по основанию абз. 2 п. 2 ст. 66 ГК РФ осуществляются не ввиду первичной регистрации компании, а при попытке отчуждения долей/акций в пользу одного оставшегося участника или акционера.
Перед каждым регистрационным действием нужно учитывать риск отказа, предупреждать заявителя, и исходить из баланса интересов заявителя, рисков и последствий отказа.
Вышеприведенная судебная практика демонстрирует, насколько критична роль квалифицированных юристов в вопросах открытия иностранного бизнеса в России и дальнейшего сопровождения его деятельности. Некачественная работа юристов при сопровождении подобного рода проектов может привести к отказам в регистрационном действии. При этом, как показывает анализ судебной практики, чаще всего суды встают на сторону налогового органа, в связи с чем решений, связанных с успешным оспариванием отказов достаточно мало. Чаще всего заявителям приходится заново комплектовать пакет документов и подавать его в регистрирующий орган. По этой причине рекомендуется прикладывать к заявлению не оригиналы документов, а их нотариальные копии (там, где это допустимо порядком), чтобы иметь возможность оперативно сформировать новый комплект для повторной подачи.
[1] пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
[2] Абз. 2 п. 2 ст. 66 ГК РФ
[3] Определение Верховного Суда РФ от 31.03.2023 N 306-ЭС23-2383 по делу N А65-33553/2021