27 апреля 2023

Признаки искусственного дробления деятельности налогоплательщика

В последнее время налоговые органы стали уделять повышенное внимание деятельности представителей малого и среднего предпринимательства, а именно: блогеров.

В частности, недавно не малоизвестным блогерам Валерии Чекалиной и Александре Митрошиной были предъявлены обвинения в уклонении от уплаты налогов. Судя по информации из открытых источников, поводом для обвинений стало неправомерное использование упрощенной системы налогообложения (далее – «УСН») в результате фактического получения доходов в сумме, превышающей установленный законодательством лимит, и осуществления деятельности через подконтрольных лиц. В связи с этим, блогерам были доначислены НДФЛ и НДС по общей системе налогообложения (далее – «ОСНО»).

Вышеупомянутые случаи свидетельствуют об усилившемся интересе налоговых органов к предпринимательской деятельности представителей малого и среднего бизнеса, имеющей признаки искусственного дробления.
    Определение искусственного дробления бизнеса
    Напомним, что под искусственным дроблением бизнеса в контексте применения налогового законодательства понимается использование нескольких хозяйствующих субъектов для осуществления предпринимательской деятельности с целью уклонения от уплаты налогов и получения необоснованной налоговой выгоды. При этом фактическое руководство множеством субъектов в рамках такой структуры, как правило, осуществляется одними и теми же лицами.

    Например, к случаям дробления бизнеса можно отнести ситуации, когда в отсутствие каких-либо разумных экономических причин и исключительно в целях снижения налогового бремени, в структуре бизнеса используются:

    • юридические лица либо индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы (например, УСН, ЕНВД) вместо ОСНО, что приводит к налоговой экономии за счет уплаты налогов на специальном режиме по пониженным ставкам вместо уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество по общим ставкам; либо
    • индивидуальные предприниматели вместо юридических лиц, применяющие ОСНО, что приводит к налоговой экономии за счет уплаты НДФЛ вместо налога на прибыль.
    В случае выявления налоговыми органами признаков искусственного дробления бизнеса существует риск доначисления налогов (например, налога на прибыль, НДС, налога на имущество), пеней и штрафов лицу, который фактически управляет всем бизнесом.

    К настоящему времени сформировалась обширная судебно-арбитражная практика по вопросам доначисления налоговых обязательств участникам схемы по дроблению бизнеса (при этом множество дел было принято не в пользу налогоплательщиков).
    Основные признаки дробления
    Ниже перечислены сформировавшиеся на практике основные признаки дробления, которые могут в своей совокупности и взаимной связи свидетельствовать об искусственном дроблении бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды (например, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31.01.2023 № Ф03-6573/2022, Определения Верховного суда РФ от 12.05.2020 № 309-ЭС20-5187, от 10.07.2018 № 308-КГ18-9359, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.04.2018 № Ф09-1107/18, а также Письма ФНС России от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@, от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@):

    • Осуществление единой предпринимательской деятельности либо разных, но неразрывно связанных между собой направлений деятельности, составляющих единый производственный процесс, направленный на получение общего результата;
    • Фактическое управление деятельностью сторон одними лицами;
    • Взаимозависимость сторон, осуществляющих единый производственный процесс;
    • Применение взаимозависимыми лицами специальных налоговых режимов либо использование в структуре группы индивидуальных предпринимателей на ОСНО вместо организаций;
    • Близость показателей деятельности (например, по численности персонала, занимаемой площади и размеру получаемого дохода) к предельным значениям, ограничивающим право на применение специального налогового режима;
    • Создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала контролирующего лица;
    • Использование лицами единых ресурсов (например, вывесок, обозначений, контактов, сайта в сети "Интернет", номеров телефонов и факса, IP-адресов, адресов фактического местонахождения, помещений (офисов, складских и производственных баз, торговых площадей и т.п.), контрольно-кассовой техники, терминалов и проч.);
    • Отсутствие у подконтрольных лиц, принадлежащих им основных и оборотных средств для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, кадровых ресурсов, обособленных рабочих мест;
    • Использование единых для участников схемы служб, осуществляющих ведение бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, подбор персонала, поиск и работу с поставщиками и покупателями, юридическое сопровождение, логистику и проч.;
    • Использование общих поставщиков и покупателей либо использование структуры, при которой единственным поставщиком или покупателем для одного участника схемы дробления бизнеса является другой ее участник;
    • Представление интересов во взаимоотношениях с государственными органами и иными контрагентами (не входящими в схему дробления бизнеса) одними и теми же лицами;
    • Открытие основных расчетных счетов в одних и тех же банках с правом распоряжения денежными средствами и получения банковских выписок по счетам одного лица у представителя другого лица;
    • Отсутствие у подконтрольных лиц расходов, необходимых для осуществления деятельности (например, на аренду помещений, оплату услуг связи, сети "Интернет", коммунальных услуг и проч.) либо несение расходов участниками схемы друг за друга;
    • Снижение рентабельности производства и прибыли у контролирующего лица в результате создания взаимозависимых лиц (например, за счет реализации в адрес взаимозависимого лица с минимальной наценкой);
    • Возвратность денежных средств, полученных от создания схемы уменьшения налогового бремени по налогу на прибыль, и т.д.
    В случае наличия каких-либо из вышеуказанных признаков в структуре бизнеса налоговые органы могут проявить интерес к такой деятельности и доначислить соответствующие налоги, пени и штрафы, если будет доказан факт дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды.
    Наши эксперты будут рады оказать комплексную поддержку по любым налоговым вопросам, которые могут возникнуть в рамках анализа по вышеуказанным направлениям, а также с ведением бухгалтерского и налогового учета (в том числе, при переходе на новую модель бизнеса).
    Как избежать споров с налоговыми органами?
    В связи с вышеизложенным, во избежание потенциальных споров с налоговыми органами рекомендуется:

    • провести диагностику текущей структуры ведения бизнеса на предмет наличия вышеуказанных признаков;
    • подготовить экономическое обоснование использования нескольких субъектов деятельности в случае наличия деловой цели разделения бизнеса; либо
    • рассмотреть возможность изменения структуры и перехода участников структуры на общую систему налогообложения.
    Задать вопрос эксперту
    Виктория Богданова
    Руководитель проектов в области корпоративного налогообложения