Ранее Банк России подтвердил ряду деловых изданий, что для предотвращения вывода средств с российского финансового рынка и для поддержания финансовой стабильности, временно приостановлены переводы с российских счетов нерезидентов (юридических и физических лиц из ряда стран) на счета за рубежом с 1 по 31 марта 2022 г.
Подобное нововведение оказывает значительное влияние на деятельность филиалов и представительств иностранных компаний в России (с точки зрения статуса они относятся к валютным нерезидентам Российской Федерации), которые не смогут переводить денежные средства на иностранные счета пока действует указанное ограничение.
Поэтому возможным вариантом в текущих обстоятельствах может быть закрытие филиала или представительства и открытие дочерней компании через лиц-резидентов государств, не включенных в перечень недружественных стран, утвержденный Правительством Российской Федерации. Как правило, это азиатские страны.
Многие иностранные компании в последние дни совершили переводы на счета своих филиалов и представительств в России, чтобы обеспечить расходы локального офиса на будущие 3-6 месяцев. Переводы часто делают на счета в нескольких банках, чтобы снизить риски. Обычно один банк с участием государства, другой – частный иностранный или глобальный банк.
Иностранные компании, которые не имели российского офиса и работали напрямую с российскими дистрибьюторами, могут рассмотреть открытие такой дочерней структуры для продолжения осуществления продаж на российском рынке, поскольку в условиях перемен многие российские дистрибьюторы очень серьезно подходят к заключению контрактов напрямую с иностранцами, в частности из-за высокого риска ограничений на платежи. Целью открытия локальной компании является формирование большого объема товарных запасов, которые можно будет отпускать дистрибьюторам или клиентам в течение длительного времени (например, года), пока импорт новых партий может быть ограничен или заморожен.
Достаточно эффективным вариантом представляется пересмотр цепочек торговых операций. Например, компании могут изменить товарно-денежные потоки с целью импорта товаров в Россию через другие страны ЕАЭС. Кроме того, возможно замещение поставщиков товаров – с европейских компаний на азиатские.
Введенные со стороны России контрсанкции сейчас носят скорее защитный характер и направлены в первую очередь на сдерживание оттока валюты. В частности, наложены ограничения
на суммы снятия наличной валюты компаниями-резидентами, на
выдачу займов резидентами нерезидентам в иностранной валюте, введен запрет на зачисление резидентами иностранной валюты на свои иностранные счета (с некоторыми исключениями) , введена обязанность по продаже части валютной выручки по внешнеторговым договорам.
На текущий момент, препятствий для продолжения ведения бизнеса иностранными компаниям в России нет. Для непубличных компаний сохраняется возможность выплаты дивидендов иностранным участникам. Операции по оплате по внешнеторговым контрактам, в т.ч. на импорт товаров и услуг, также остаются доступны для резидентов.
Необходимо понимать, что российские контролирующие органы будут тщательно следить за тем, чтобы компании, публично объявившие о приостановке или прекращении деятельности в России, не нарушали права работников и исполняли свои обязательства перед контрагентами. Это может касаться, например, ответственности за задержку зарплаты, неправомерные увольнения, преднамеренные и фиктивные банкротства, неуплату налогов и т.д. Поскольку часть из составов относятся к уголовным, руководителям российских офисов иностранных групп компаний нужно проявлять особую осмотрительность при соблюдении интересов головного офиса, локального офиса и своим личным интересом в соблюдении российских законов.
Нельзя не отметить ускоренную разработку законопроекта «О внешней администрации по управлению организацией», направленного на предотвращение преднамеренного ухода иностранных компаний с российского рынка, согласно которому планируется оперативное принятие решений арбитражным судом о назначении внешней администрации для управления «уходящими» иностранными компаниями (не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего заявления). Одновременно с этим суд будет принимать обеспечительные меры, запрещающие распоряжаться акциями (долями) организации, увольнять работников по инициативе работодателя, расторгать договоры, имеющие существенное значение для деятельности компании, а также совершать определенные сделки.
В законопроекте указано два основания, при наличии хотя бы одного из которых будет
вводиться внешняя администрация:
- прекращение управления организацией ее руководителем или иными органами управления, в т.ч. участниками и акционерами после 24.02.2022 г.
- осуществление теми же органами организации после 24.02.2022 г. действий, влекущих необоснованное прекращение деятельности, ликвидацию или банкротство.
Подать заявление и инициировать саму процедуру смогут член совета директоров организации, а также государственные структуры. Процедура может приняться только в отношении крупного и среднего бизнеса (установлены соответствующие критерии к размеру активов и количеству работников).
В текущей редакции законопроект сохраняет только два способа исключить введение внешней администрации – отчуждение акций организации (долей в уставном капитале) или их передачу в доверительное управление лицам, которые не связаны с недружественными странами. Все остальные действия могут быть расценены как попытка незаконного прекращения деятельности компании.