1 сентября 2020

Как налоговые органы проверяют внутригрупповые расходы международных групп компаний (МГК)

Федеральная налоговая служба подготовила рекомендации для территориальных подразделений по проверке расходов на оплату услуг, оказываемых иностранными взаимозависимыми организациями.

Данная информация актуальна для юридических лиц, зарегистрированных по законодательству РФ, учредителями которых являются иностранные компании (взаимозависимые лица). В случае, если учредитель-иностранная компания оказывает своим российским компаниям услуги (например, маркетинговые, юридические и др.), налоговые органы будут проверять расходы российской компании с учетом рекомендаций ФНС.

Международная группа компаний (МГК) – это объединение организаций и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которые связаны между собой участием в капитале и (или) осуществлением контроля, при одновременном соблюдении условий:

1) по МГК составляется консолидированная финансовая отчетность по требованиям законодательства РФ или фондовых бирж (российских или иностранных);

2) в состав МГК входит:
  • хотя бы одна организация – резидент РФ или нерезидент РФ, который подлежит налогообложению в РФ через постоянное представительство;
  • хотя бы одна организация – нерезидент РФ или резидент РФ, который подлежит налогообложению в иностранном государстве через постоянное представительство (п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ).

Эксперты СберРешений помогут определить рыночные цены на услуги, проконтролируют соблюдение актуальных норм законодательства и подготовят необходимые документы для оформления данных услуг.
Налоговики проверяют соответствие понесенных российской организацией расходов условиям, предусмотренным статьей 252 НК РФ. Проверки вызваны увеличением количества случаев рассмотрения вопросов правомерности признания для налоговых целей расходов российских организаций по оплате услуг, которые оказывают взаимозависимые (аффилированные) иностранные организации.
При анализе внутригрупповых услуг налоговики должны:
  • определить реальность услуг, то есть действительно ли такие услуги существовали и предоставлялись;
  • убедиться в отсутствии дублирования расходов на идентичные услуги;
  • определить: несут ли оказанные внутригрупповые услуги экономическую или коммерческую ценность для усиления или поддержания коммерческого положения налогоплательщика;
  • узнать: готовы ли третьи лица приобретать такие услуги или реализовывать их за счет самостоятельной разработки технологий или найма дополнительного персонала;
  • убедиться, что заявленные налогоплательщиком расходы не являются компенсацией затрат на акционерную деятельность.

При проверке представляемого налогоплательщиками документального подтверждения налоговые органы учитывают иные факты и обстоятельства, подтверждающие экономическую обоснованность понесенных затрат.

Внутригрупповые услуги могут быть в виде:
  • юридического консультирования;
  • кадрового производства;
  • внутреннего контроля;
  • внутреннего аудита;
  • услуги в области рекламы и маркетинга, повышения эффективности деятельности российской организации;
  • услуги в области информационных технологий;
  • иные услуги.
Документальное оформление тоже может зависеть от характера услуг, поэтому и перечень документов, предоставляемых в подтверждение факта оказания услуг, является открытым. Среди подтверждающих документов могут быть приняты во внимание, в том числе, деловая переписка и электронная корреспонденция, детализация телефонных звонков, протоколы встреч, служебные записки и справки, табели учета рабочего времени, отчеты об оказанных услугах, включающие в себя детализацию услуг с описанием действий контрагента, презентации, распечатки из внутренних электронных систем налогоплательщика, распечатки электронного календаря, снимки экрана компьютера, перечень сотрудников контрагента, участвовавших в процессе оказания услуг, и перечень сотрудников налогоплательщика, участвовавших в приемке услуг, письменные пояснения и заверения сторон, функциональный анализ оказываемых услуг (то есть соотношение полученных услуг с внутренними функциями компании – получателя услуги) и другие.
При этом у российского налогоплательщика есть возможность представлять документы, оформленные, в том числе, в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого поставщиком услуг были произведены соответствующие расходы.
Предоставляемые первичные документы должны отвечать стандартам бухгалтерского учета соответствующего государства и не противоречить общим принципам составления первичных документов, применяемым в любых стандартах бухгалтерского учета.
Налоговикам рекомендовано принимать во внимание принципы, изложенные в Итоговом отчете BEPS по Действиям 8-10 «Соотнесение трансфертного ценообразования с формированием стоимости»: экономическую оправданность затрат можно определить на основании анализа того, готова ли организация на сопоставимых условиях заплатить за аналогичные услуги независимому лицу или осуществить эту деятельность своими силами.
Для подтверждения соблюдения условий, предусмотренных статьей 252 НК РФ, налоговики должны убедиться в единообразии механизма формирования цен на услуги внутри МГК.
Они также будут принимать во внимание, относятся ли затраты покупателя к доходам компании-поставщика данных услуг для целей налогообложения прибыли иностранной компаний в соответствии с законодательством своей страны.
Задать вопрос экспертам
Иван Катышев
Руководитель налоговой и юридической практики
Татьяна Терешко
Руководитель управления методологии финансового аутсорсинга
Налоги и юридические услуги
Предлагаем комплексную юридическую поддержку, включая консалтинговые услуги
Узнать больше
Оставить заявку
Размер компании