11 мая 2022

Налоговые льготы для ИТ компаний

Материал в настоящей статье утратил актуальность ввиду изменений в законодательстве, новую версию статьи читайте по ссылке
Сфера государственной поддержки компаний IT-отрасли является сегодня предметом повышенного внимания федеральных и региональных властей. В своём Указе от 02.03.2022 № 83 Президент России обозначил ряд направлений, по которым должны быть установлены льготы и иные меры поддержки IT-компаний. С 27.04.2022 новые, расширенные условия льготного кредитования в IT-сфере были приняты Правительством России (Постановление Правительства России от 05.12.2019 № 1598). Ряд дополнительных мер поддержки запланирован на ближайшее будущее.

В этой статье мы кратко рассмотрим уже доступные IT-предприятиям льготы, а также критерии, выполнение которых необходимо для пользования такими льготами.

Наши специалисты готовы оказать комплексную консультационную поддержку по вопросам налоговых льгот для ИТ компаний

В связи с мерами господдержки отрасли IT мы будем рады оказать следующие услуги:

  • Анализ потенциально применимых к вашей компании налоговых льгот и иных мер поддержки IT-бизнеса (включая региональные меры);
  • Анализ соответствия критериям (в том числе состава доходов), консультация по шагам, которые необходимо предпринять вашей компании для получения возможности применения таких льгот/иных мер;
  • Поддержка в выполнении необходимых для применения льгот/иных мер действий (например, сопровождение получения государственной аккредитации).
Какие основные льготы доступны IT-компаниям?
1. Снижение налога на прибыль с 3% до 0% с 01.01.2022 до 31.12.2024 (п. 1.15 ст. 284 НК РФ, не применимо, если IT-компания применяет УСН).

Применять ставку 0% можно, начиная с того отчётного (налогового) периода, на отчётную дату которого организация располагает выпиской из реестра аккредитованных организаций (Письмо Минфина России от 26.11.2021 N 03-03-06/1/95812), также должны выполняться дополнительные условия применения данной льготы – требования к доле доходов и среднесписочной численности, они будут рассмотрены ниже). Перейти на эту ставку налога на прибыль могут как новые компании, так и уже существующие (Письма ФНС России от 20.02.2021 N СД-4-3/2160, от 20.02.2021 N СД-4-3/2249@).

2. Общая ставка страховых взносов, уплачиваемых в отношении сотрудников IT-компаний, снижена до 7,6% (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ, стандартная общая ставка по взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ без учёта предельной величины базы – 30%).

Пониженную ставку страховых взносов можно начать применять с того месяца, в котором компания получила государственную аккредитацию (Письма Минфина России от 19.11.2021 N 03-03-06/1/93783, от 09.02.2021 N 03-15-05/8406).

3. Запрет плановых проверок, контрольных, надзорных мероприятий (в том числе выездных налоговых проверок) в 2022-2024 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, Письмо ФНС России N СД-4-2/3586@ ОТ 24.03.2022 «О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций»).

Аккредитованные IT-компании не включаются в планы проведения плановых контрольных, надзорных мероприятий, плановых проверок на 2023-2024 годы, а уже начатые и не оконченные на 25.03.2022 мероприятия завершаются без выдачи предписаний по результатам. Проверки и мероприятия, начало которых было запланировано после 25.03.2022, отменяются.

4. Льготное кредитование по ставке 3% годовых.

С 27.04.2022 аккредитованные IT-организации могут получать льготные кредиты по ставке, не превышающей 3% годовых, для целей разработки ПО и товаров, оказания услуг в рамках реализации проектов по цифровой трансформации с использованием российских решений, то есть в соответствии с Постановлением Правительства России от 05.12.2019 № 1598. Полученные таким образом кредитные средства можно тратить, среди прочего, на приобретение исключительных прав и лицензий, программно-аппаратных комплексов, на оплату труда участвующих в реализации проекта работников, на мероприятия по разработке.

Предусмотрена также возможность получения льготного кредитования по ставке 3% на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств для IT-компаний, являющихся субъектами МСП, в соответствии с Постановлением Правительства России от 25.03.2022 № 469. Законы субъектов федерации также устанавливают различные льготные условия кредитования для аккредитованных компаний, зарегистрированных в соответствующих субъектах, чаще всего – также для компаний-субъектов МСП (например, такие программы предусмотрены Москвой).

5. Отсрочка от военной службы для сотрудников (Постановление Правительства России от 28.03.2022 № 490).

Сотрудники аккредитованных IT-компаний имеют право на получение отсрочки от призыва. Для этого они должны иметь оконченное высшее образование по одной из 75 специальностей из специального перечня, а также работать в компании не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате начала призыва (либо приступить к работе в компании в течение года с момента окончания ВУЗа).

6. Региональные меры поддержки.

Субъекты федерации вправе устанавливать собственные дополнительные льготы для IT-компаний, а также вводить иные меры поддержки. Например, московское региональное законодательство предусматривает дополнительные возможности льготного кредитования и условия получения грантов для IT-компаний, являющихся субъектами МСП. В Иркутской области возможно применение налоговой ставки 7,5% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» (при стандартной ставке в 15%). В Республике Татарстан для резидентов ОЭЗ «Иннополис», осуществляющих деятельность по ОКВЭД 62 и 63, установлена налоговая ставка 5% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» и 1% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы» (Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 N 19-ЗРТ «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»).

С учётом этого важно анализировать потенциально применимые к каждой IT-компании меры государственной поддержки с учётом региона её регистрации. Мы будем рады подготовить консультацию по льготам и иным мерам поддержки, потенциально применимым к вашей компании на основании как федерального, так и регионального законодательства.

7. Иные меры поддержки, связанные с IT-отраслью.

Законодательство предусматривает также иные меры поддержки, затрагивающие отрасль IT, применение которых не ограничено аккредитованными IT-компаниями, например:

  • с 28.03.2022 по 30.09.2022 освобождаются от ввозной таможенной пошлины при ввозе в страны ЕАЭС некоторые товары, используемые для развития цифровых технологий – диски, устройства хранения данных и иные носители для записи звука или других явлений и так далее (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37);
  • освобождается от НДС реализация исключительных прав и прав на использование ПО и баз данных, включённых в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, за исключением ПО и баз данных, используемых для функционирования «торговых площадок» («маркетплейсов») в Интернете (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ).
8. Ожидаемые меры поддержки.

Планируется введение и иных льгот и преференций для предприятий IT-сектора, например, освобождения от НДС реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, т топологии интегральных микросхем; освобождения от налога на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные компаниями при инвентаризации; льготных условий получения ипотечного кредитования сотрудниками IT-компаний; расширенных региональных льгот по УСН, налога на имущество и так далее.
Кто имеет право на льготы?
Обязательным условием применения преференций, описанных выше в пунктах 1-5, как и ряда иных мер поддержки (включая большинство ожидаемых), является государственная аккредитация IT-компании.

Для того, чтобы применять льготные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, описанные в пунктах 1 и 2, должны одновременно выполняться также два следующих условия:

  • не менее 90% доходов компании связаны с IT-деятельностью;
  • среднесписочная (для налога на прибыль)/средняя (для страховых взносов) численность за отчётный (налоговый) период – не менее 7 человек.
Для целей применения пониженной ставки страховых взносов «новые» организации (такими признаются те, которые не осуществляли деятельность в сфере IT в течение 9 месяцев предыдущего года – Письма Минфина России от 11.12.2020 N 03-15-06/108616, от 08.04.2020 N 03-15-05/27777,) должны выполнять указанные требования за отчётный период (если условия выполняются ими за полугодие, то можно применить пониженные ставки в отношении всего года, пересчитав ранее уплаченные взносы – Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 03-15-06/45395).

Организации, не являющиеся «новыми», для целей применения пониженной ставки страховых взносов должны выполнять указанные условия не только за отчётный период, но и за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженным ставкам.

Если по итогам отчётного (налогового/расчётного) периода компания утрачивает государственную аккредитацию или перестаёт выполнять условия о доле доходов/численности, налог на прибыль и страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным ставкам (тарифам).
Как получить государственную аккредитацию?
На текущий момент единственное условие – соответствие следующим ОКВЭД:

  • 62.01– разработка компьютерного программного обеспечения
  • 62.02– деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
  • 62.02.1– деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем
  • 62.02.4– деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации
  • 62.03.13– деятельность по сопровождению компьютерных систем
  • 62.09– деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
  • 63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
Соответствие кодам ОКВЭД проверяется на основании информации в ЕГРЮЛ.

Для получения аккредитации компания оформляет заявку через портал «Госуслуг» в электронном виде, заверенную ЭЦП. Форма заявления простая (сведения об организации, о лице, подписывающем заявление), решение выносится в течение одного рабочего дня. По результатам информация автоматически добавляется в реестр аккредитованных компаний.

Рекомендуем получить государственную аккредитацию всем IT-компаниям, даже если нет планов пользоваться какими-либо льготами прямо сейчас.

Стоит отметить, что, по мнению ФНС России, выделение IT-функции предприятия в отдельное юридическое лицо не следует трактовать как искусственное «дробление бизнеса», направленное на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (Письмо ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@).
Как рассчитать 90% долю доходов?
Для целей расчёта 90% доли доходов учитываются следующие виды доходов:

1. Реализация экземпляров разработанных (собственных) программ; передача исключительных и простых лицензий на разработанное (собственное) ПО.

Организация считается разработчиком программы (базы данных), если ее работники и (или) физлица, с которыми она связана гражданско-правовыми отношениями, участвовали в некоторых (части некоторых) или во всех процессах ее разработки (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970). Участие в разработке может подтверждаться любыми документами – например, приказы о начале/окончании разработки, служебные или технические задания, договоры на разработку и так далее (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).

Часть процессов разработки могут осуществлять сторонние организации; не установлен критерий соотношения долей разработки, выполненных сотрудниками компании и лицами, привлечёнными по гражданско-правовым договорам (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).

Передача лицензий возможна в том числе путём предоставления удалённого доступа через Интернет или иную информационно-телекоммуникационную сеть (интранет, ftp-соединение).

2. Оказание услуг по разработке, адаптации и модификации программ.

Такие программы могут быть разработаны как компанией, так и другими лицами, принадлежать как заказчику, так и иным правообладателям (Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@).

3. Оказание услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению программ и баз данных, которые организация разработала либо адаптировала или модифицировала.

Аналогично, такие программы могут быть разработаны как компанией, так и другими лицами., быть как российскими, так и иностранными (Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@). При этом, если договор предусматривает также сопровождение оборудования, на котором установлена программа, доходы от сопровождения именно оборудования не будут учитываться при расчёте доли 90% (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@).

Следует выделить отдельные виды доходов, не подлежащие учёту в составе доли 90% (перечень является открытым):

  • доходы от передачи лицензий на ПО, в отношении которого компания не является разработчиком (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • компенсации за нарушение авторских прав на программное обеспечение (Письмо Минфина России от 29.10.2021 N 03-03-06/1/87677);
  • доходы от оказания консультационных услуг, услуг по проектированию информационных систем, по аутсорсингу (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • гранты в форме субсидий из федерального бюджета на мероприятия по созданию и внедрению комплексов цифровых сервисов и решений (Письмо Минфина России от 01.11.2021 N 03-15-06/88336);
  • доходы от сопровождения оборудования (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • доходы от предоставления по лицензионным договорам прав использования топологий микросхем, ноу-хау (Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101948).

Доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению ПО, баз данных включаются в долю 90%, только если указанные программы для ЭВМ, базы данных разработаны данной организацией либо ею адаптированы или модифицированы (Письмо Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104).
Полезные ссылки
Задать вопрос эксперту
Игорь Долгов
Главный юрист по налогообложению, СберРешения
Комплексная поддержка бизнеса
Наши специалисты готовы оказать комплексную консультационную поддержку по вопросам налоговых льгот для ИТ компаний
Узнать больше