26 января 2022

Налоговые льготы для ИТ компаний

Сфера государственной поддержки компаний IT отрасли является сегодня предметом повышенного внимания федеральных и региональных властей. В своём Указе от 02.03.2022 № 83 Президент России обозначил ряд направлений, по которым должны быть установлены льготы и иные меры поддержки IT-компаний. С 27.04.2022 новые, расширенные условия льготного кредитования в IT-сфере были приняты Правительством России (Постановление Правительства России от 05.12.2019 № 1598), за ними последовал ряд дополнительных мер поддержки.

В этой статье мы кратко рассмотрим доступные IT-предприятиям льготы, а также критерии, выполнение которых необходимо для пользования такими льготами.

В связи с мерами господдержки отрасли IT мы будем рады оказать следующие услуги:

  • Анализ потенциально применимых к вашей компании налоговых льгот и иных мер поддержки IT-бизнеса (включая региональные меры);
  • Анализ соответствия критериям (в том числе состава доходов), консультация по шагам, которые необходимо предпринять вашей компании для получения возможности применения таких льгот/иных мер;
  • Поддержка в выполнении необходимых для применения льгот/иных мер действий (например, сопровождение получения государственной аккредитации).

Наши специалисты готовы оказать комплексную консультационную поддержку по вопросам налоговых льгот для ИТ компаний

В связи с мерами господдержки отрасли IT мы будем рады оказать следующие услуги:

  • Анализ потенциально применимых к вашей компании налоговых льгот и иных мер поддержки IT-бизнеса (включая региональные меры);
  • Анализ соответствия критериям (в том числе состава доходов), консультация по шагам, которые необходимо предпринять вашей компании для получения возможности применения таких льгот/иных мер;
  • Поддержка в выполнении необходимых для применения льгот/иных мер действий (например, сопровождение получения государственной аккредитации).

Какие основные льготы доступны IT-компаниям?


1. Снижение налога на прибыль с 3% до 0% с 01.01.2022 до 31.12.2024 (п. 1.15 ст. 284 НК РФ, не применимо, если IT-компания применяет УСН).

Применять ставку 0% можно, начиная с того отчётного (налогового) периода, на отчётную дату которого организация располагает выпиской из реестра аккредитованных организаций (Письмо Минфина России от 26.11.2021 N 03-03-06/1/95812, также должны выполняться дополнительные условия применения данной льготы – требования к доле доходов и среднесписочной численности, они будут рассмотрены ниже). Перейти на эту ставку налога на прибыль могут как новые компании, так и уже существующие (Письма ФНС России от 20.02.2021 N СД-4-3/2160, от 20.02.2021 N СД-4-3/2249@).

2. Общая ставка страховых взносов, уплачиваемых в отношении сотрудников IT-компаний, снижена до 7,6% (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ, стандартная общая ставка по взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ без учёта предельной величины базы – 30%).

Пониженную ставку страховых взносов можно начать применять с того месяца, в котором компания получила государственную аккредитацию (Письма Минфина России от 19.11.2021 N 03-03-06/1/93783, от 09.02.2021 N 03-15-05/8406).

3. Запрет плановых проверок, контрольных, надзорных мероприятий (в том числе выездных налоговых проверок) в 2022-2024 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, Письмо ФНС России N СД-4-2/3586@ ОТ 24.03.2022 «О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций»).

Аккредитованные IT-компании не включаются в планы проведения плановых контрольных, надзорных мероприятий, плановых проверок на 2023-2024 годы, а уже начатые и не оконченные на 25.03.2022 мероприятия завершаются без выдачи предписаний по результатам. Проверки и мероприятия, начало которых было запланировано после 25.03.2022, отменяются.

4. Льготное кредитование по ставке 3% годовых.

С 27.04.2022 аккредитованные IT-организации могут получать льготные кредиты по ставке, не превышающей 3% годовых, для целей разработки ПО и товаров, оказания услуг в рамках реализации проектов по цифровой трансформации с использованием российских решений, то есть в соответствии с Постановлением Правительства России от 05.12.2019 № 1598. Полученные таким образом кредитные средства можно тратить, среди прочего, на приобретение исключительных прав и лицензий, программно-аппаратных комплексов, на оплату труда участвующих в реализации проекта работников, на мероприятия по разработке.

Предусмотрена также возможность получения льготного кредитования по ставке 3% на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств для IT-компаний, являющихся субъектами МСП, в соответствии с Постановлением Правительства России от 25.03.2022 № 469. Законы субъектов федерации также устанавливают различные льготные условия кредитования для аккредитованных компаний, зарегистрированных в соответствующих субъектах, чаще всего – также для компаний-субъектов МСП (например, такие программы предусмотрены Москвой).

5. Отсрочка от военной службы для сотрудников (Постановление Правительства России от 28.03.2022 № 490).

Сотрудники аккредитованных IT-компаний имеют право на получение отсрочки от призыва. Для этого они должны иметь оконченное высшее образование по одной из 75 специальностей из специального перечня, а также работать в компании не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате начала призыва (либо приступить к работе в компании в течение года с момента окончания ВУЗа).

6. Льготная ипотека для ИТ-специалистов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 805)

Сотрудники аккредитованных ИТ-компаний от 22 до 45 лет имеют право на получение ипотечного кредитования по ставке до 5% годовых. Размер займа в субъектах федерации с населением от 1 млн человек – до 18 млн рублей, в иных – до 9 млн рублей.

Зарплата сотрудника при этом должна составлять не меньше 150 тыс. рублей в первом случае и не меньше 100 тыс. рублей – во втором. Запущен сайт, позволяющий получить информацию о доступных для конкретной компании условиях: https://www.gosuslugi.ru/ipoteka

7. Региональные меры поддержки.

Субъекты федерации вправе устанавливать собственные дополнительные льготы для IT-компаний, а также вводить иные меры поддержки. Например, московское региональное законодательство предусматривает дополнительные возможности льготного кредитования и условия получения грантов для IT-компаний, являющихся субъектами МСП. В Иркутской области возможно применение налоговой ставки 7,5% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» (при стандартной ставке в 15%). В Республике Татарстан для резидентов ОЭЗ «Иннополис», осуществляющих деятельность по ОКВЭД 62 и 63, установлена налоговая ставка 5% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» и 1% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы» (Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 N 19-ЗРТ «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»).

С учётом этого важно анализировать потенциально применимые к каждой IT-компании меры государственной поддержки с учётом региона её регистрации. Мы будем рады подготовить консультацию по льготам и иным мерам поддержки, потенциально применимым к вашей компании на основании как федерального, так и регионального законодательства.

8. Иные меры поддержки, связанные с IT-отраслью.

Законодательство предусматривает также иные меры поддержки, затрагивающие отрасль IT, применение которых не ограничено аккредитованными IT-компаниями, например:

  • с 28.03.2022 по 30.09.2022 освобождаются от ввозной таможенной пошлины при ввозе в страны ЕАЭС некоторые товары, используемые для развития цифровых технологий – диски, устройства хранения данных и иные носители для записи звука или других явлений и так далее (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37);
  • освобождается от НДС реализация исключительных прав и прав на использование ПО и баз данных, включённых в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, за исключением ПО и баз данных, используемых для функционирования «торговых площадок» («маркетплейсов») в Интернете (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • освобождается от НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии при условии выделения цены такой передачи в цене договора коммерческой концессии (Федеральный закон от 16.04.2022 № 97-ФЗ);
  • компании вправе не учитывать для налога на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных компаниями при инвентаризации своего имущества и имущественных прав; срок действия льготы — 2022–2024 годы для крупных компаний, 2022–2026 годы для МСП (Федеральный закон от 28.05.2022 № 149-ФЗ).

Кто имеет право на льготы?

Обязательным условием применения преференций, описанных выше в пунктах 1-6, как и ряда иных мер поддержки (включая большинство ожидаемых), является государственная аккредитация IT-компании.

Для того, чтобы применять льготные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, описанные в пунктах 1 и 2, должно выполняться следующее условие:

  • не менее 70% доходов компании связаны с IT-деятельностью.
До 2022 года обязательным являлось также условие о среднесписочной (для налога на прибыль) / средней (для страховых взносов) численности за отчётный (налоговый) период – не менее 7 человек. С 1 января 2022 года — это условие отменено.

Для целей применения пониженной ставки страховых взносов «новые» организации (такими признаются те, которые не осуществляли деятельность в сфере IT в течение 9 месяцев предыдущего года – Письма Минфина России от 11.12.2020 N 03-15-06/108616, от 08.04.2020 N 03-15-05/27777,) должны выполнять указанное требование за отчётный период (если условие выполняется ими за полугодие, то можно применить пониженные ставки в отношении всего года, пересчитав ранее уплаченные взносы – Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 03-15-06/45395).

Организации, не являющиеся «новыми», для целей применения пониженной ставки страховых взносов должны выполнять указанное условие не только за отчётный период, но и за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженным ставкам.

Если по итогам отчётного (налогового/расчётного) периода компания утрачивает государственную аккредитацию или перестаёт выполнять условие о доле доходов, налог на прибыль и страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным ставкам (тарифам).

Льготы не подлежат применению организациями, созданными после 1 июля 2022 года в результате реорганизации (кроме преобразования), в том числе присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц (кроме аккредитованных и применявших льготы до 1 июля 2022 года). Льготы также не подлежат применению организациями, в которых прямо или косвенно участвует Россия с долей участия не менее 50% (кроме аккредитованных и применявших льготы до 1 июля 2022 года)

Как получить государственную аккредитацию?

Изначально единственным условием для получения государственной аккредитации ИТ-компании было соответствие определённым ОКВЭД, однако на текущий момент перечень обязательных требований существенно расширился (Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729). Отвечать одновременно им всем должны как компании, только получающие государственную аккредитацию, так и компании, желающие её сохранить.

1. Соответствие основного вида деятельности определённым ОКВЭД

26.20.4* – производство средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации
46.51.2* – торговля оптовая программным обеспечением
58* – деятельность издательская
47.91.2* – торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
58.2* – издание программного обеспечения
59.14* – деятельность в области демонстрации кинофильмов
60.10* – деятельность в области радиовещания
60.20* – деятельность в области телевизионного вещания
62.0 – разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
62.01– разработка компьютерного программного обеспечения
62.02– деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
62.02.1– деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем
62.02.4– деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации
62.02.9 – деятельность консультативная в области компьютерных технологий прочая
62.03 – деятельность по управлению компьютерным оборудованием
62.03.1 – деятельность по управлению компьютерными системами
62.03.11 – деятельность по управлению компьютерными системами непосредственно
62.03.13– деятельность по сопровождению компьютерных систем
62.09– деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
63.1 – деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет
63.11 – деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
63.11.9 – деятельность по предоставлению услуг по размещению информации прочая
63.12 – деятельность web-порталов
63.91* – деятельность информационных агентств
73.1 – деятельность рекламная
73.20.1* – исследование конъюнктуры рынка
74.90.9 – деятельность в области защиты информации
85.30* – обучение профессиональное
85.41* – образование дополнительное детей и взрослых
85.42* – образование профессиональное дополнительное

В отношении основных видов деятельности, отмеченных «*», условие считается выполненным, только если компания осуществляет дополнительные виды деятельности из групп ОКВЭД 62, 63. Соответствие кодам ОКВЭД проверяется на основании информации в ЕГРЮЛ.

2. Среднемесячная заработная плата не ниже среднемесячной по России или по субъекту федерации, в котором зарегистрирована организация.

Условие распространяется на организации, созданные не менее чем за квартал до подачи заявления о государственной аккредитации. Среднемесячная заработная плата за последние 3 месяца отчётного/расчётного периода, предшествующего дате подачи заявления, сравнивается со среднемесячной по стране/субъекту за предпоследний квартал, предшествующий дате подачи заявления.

Требование не применяется, если доход организации превышает 1 млн рублей, и организация одновременно является правообладателем ПО, включённого в реестр российского ПО, и в течение года, предшествующего году подачи заявления, получает доходы от реализации прав на такое ПО.

3. Не менее 30% доходов компании связаны с ИТ-деятельностью.


Для целей определения доли доходов в 30% используется установленный Минцифры России перечень видов деятельности, относящихся к деятельности в области ИТ, который сформулирован существенно более широко, чем установленный НК РФ перечень доходов для целей расчёта доли в 70%, необходимой для применения льгот. Перечень приведён в Приказе Минцифры России от 08.10.2022 N 766.

Доля доходов определяется за год, предшествующий подаче заявления. Если компания подаёт заявление в год регистрации, условие применяется, только если доход компании превышает 1 млн рублей (в таком случае условие должно выполняться в текущем году).

Требование не применяется, если компания создана менее, чем за 3 года до подачи заявления, и её доход с момента создания не превышает 1 млн рублей. При этом, если в субъекте федерации, где компания зарегистрирована, есть региональный реестр стартапов, компания должна быть в него включена.

4. На официальном сайте компании размещена информация об осуществляемой ИТ-деятельности.

5. Компания подала согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в адрес Минцифры России.

Раскрываемые сведения включают сведения о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, сведения о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации), сведения об организациях, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.

При этом в любом случае государственная аккредитация не предоставляется отдельным видам организаций, в частности: организациям с прямым или косвенным участием России (субъекта федерации, муниципального образования) более 50%, банкам, небанковским кредитным организациям, страховым организациям, операторам, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.

Для получения аккредитации компания оформляет заявку на портале «Госуслуг» в электронном виде, заверенную ЭЦП. Решение выносится в течение 15 рабочих дней, могут быть запрошены документы, подтверждающие соответствие компании требованиям. По результатам информация автоматически добавляется в реестр аккредитованных компаний.

Рекомендуем получить государственную аккредитацию всем IT-компаниям, отвечающим критериям, даже если нет планов пользоваться какими-либо льготами прямо сейчас.

Стоит отметить, что, по мнению ФНС России, выделение IT-функции предприятия в отдельное юридическое лицо не следует трактовать как искусственное «дробление бизнеса», направленное на получение необоснованной налоговой выгоды (Письмо ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@).

Как рассчитать 70% долю доходов от ИТ-деятельности?

Для целей расчёта 70% доли доходов учитываются следующие виды доходов:

1. Реализация экземпляров собственных программ, баз данных, разработанных компанией программно-аппаратных комплексов (ПАК), включённых в реестр российского ПО (российских); передача исключительных и простых лицензий на разработанное (собственное) ПО, предоставление прав использования собственного ПО.

Собственными программами признаются программы, разработанные, и/или адаптированные, и/или модифицированные организацией либо лицом, прямо участвующим в организации, либо в котором прямо участвует организация, либо в котором и в организации участвует одно третье лицо; доля участия во всех случаях должна быть более 50%.

Организация (или иное лицо из перечисленных выше) считается разработчиком программы (базы данных), если ее работники и (или) физлица, с которыми она связана гражданско-правовыми отношениями, участвовали в некоторых (части некоторых) или во всех процессах ее разработки (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970). Участие в разработке может подтверждаться любыми документами – например, приказы о начале/окончании разработки, служебные или технические задания, договоры на разработку и так далее (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).

Часть процессов разработки могут осуществлять сторонние организации; не установлен критерий соотношения долей разработки, выполненных сотрудниками компании и лицами, привлечёнными по гражданско-правовым договорам (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).

Передача лицензий возможна в том числе путём предоставления удалённого доступа через Интернет или иную информационно-телекоммуникационную сеть (интранет, ftp-соединение).

Не учитываются для целей расчёта доли 70% доходы от предоставления прав пользования собственным ПО, если такие права состоят в получении возможности разместить объявление в Интернете (заключить договор купли-продажи, произвести оплату и так далее), и при этом получатель прав сам или с привлечением взаимозависимого лица обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи товара; в получении реализовывать услуги по агрегации информации о легковых такси; услуги в сфере доставки еды; услуги в сфере госзакупок; банковские, брокерские, финансовые услуги и услуги по безналичным денежным переводам; услуги, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом; услуги хранения данных в центрах обработки данных; отдельные схожие услуги.



2. Оказание услуг по разработке, адаптации и модификации программ, баз данных, российских ПАК.

Такие программы могут быть разработаны как компанией, так и другими лицами, принадлежать как заказчику, так и иным правообладателям (Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@).

3. Оказание услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ и баз данных, а также российских ПАК.

Аналогично, такие программы могут быть разработаны как компанией, так и другими лицами., быть как российскими, так и иностранными (Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@). При этом, если договор предусматривает также сопровождение оборудования, на котором установлена программа, доходы от сопровождения именно оборудования не будут учитываться при расчёте доли 90% (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@).

4. Оказание услуг с использованием собственных российских программ, баз данных.

К таким услугам относятся рекламные услуги в Интернете, услуги онлайн-стримингов, услуги по предоставлению доступа к образовательной/просветительской информации и сервисам (при наличии образовательной лицензии), услугипо размещению/продвижению объявлений о товарах, работах, услугах, о трудоустройстве, услуги по поиску таких объявлений, по заключению договоров.

Не учитываются для целей расчёта доли 70% доходы от оказания с использованием собственных российских программ для ЭВМ, баз данных услуг по размещению объявлений в Интернете и тому подобных, если организация сама или с привлечением взаимозависимого лица обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи товара; услуг по агрегации информации о легковых такси; услуг в сфере доставки еды; услуг в сфере госзакупок; банковских, брокерских, финансовых услуг и услуг по безналичным денежным переводам; услуг, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом; услуг хранения данных в центрах обработки данных; отдельных схожих услуг.

Следует выделить отдельные виды доходов, не подлежащие учёту в составе доли 70% (перечень является открытым):

  • доходы от передачи лицензий на ПО, в отношении которого компания не является разработчиком (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • компенсации за нарушение авторских прав на программное обеспечение (Письмо Минфина России от 29.10.2021 N 03-03-06/1/87677);
  • доходы от оказания консультационных услуг, услуг по проектированию информационных систем, по аутсорсингу (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • гранты в форме субсидий из федерального бюджета на мероприятия по созданию и внедрению комплексов цифровых сервисов и решений (Письмо Минфина России от 01.11.2021 N 03-15-06/88336);
  • доходы от сопровождения оборудования (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • доходы от предоставления по лицензионным договорам прав использования топологий микросхем, ноу-хау (Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101948).

Полезные ссылки

Задать вопрос эксперту

Игорь Долгов
Главный юрист по налогообложению, СберРешения
Комплексная поддержка бизнеса
Наши специалисты готовы оказать комплексную консультационную поддержку по вопросам налоговых льгот для ИТ компаний
Узнать больше