26 января 2022

Налоговые льготы для ИТ компаний

Сфера государственной поддержки компаний IT отрасли является сегодня предметом повышенного внимания федеральных и региональных властей. В своём Указе от 02.03.2022 № 83 Президент России обозначил ряд направлений, по которым должны быть установлены льготы и иные меры поддержки IT-компаний. С 27.04.2022 новые, расширенные условия льготного кредитования в IT-сфере были приняты Правительством России (Постановление Правительства России от 05.12.2019 № 1598), за ними последовал ряд дополнительных мер поддержки.

В этой статье мы кратко рассмотрим доступные IT-предприятиям льготы, а также критерии, выполнение которых необходимо для пользования такими льготами.

В связи с мерами господдержки отрасли IT мы будем рады оказать следующие услуги:

  • Анализ потенциально применимых к вашей компании налоговых льгот и иных мер поддержки IT-бизнеса (включая региональные меры);
  • Анализ соответствия критериям (в том числе состава доходов), консультация по шагам, которые необходимо предпринять вашей компании для получения возможности применения таких льгот/иных мер;
  • Поддержка в выполнении необходимых для применения льгот/иных мер действий (например, сопровождение получения государственной аккредитации).

Наши специалисты готовы оказать комплексную консультационную поддержку по вопросам налоговых льгот для ИТ компаний

В связи с мерами господдержки отрасли IT мы будем рады оказать следующие услуги:

  • Анализ потенциально применимых к вашей компании налоговых льгот и иных мер поддержки IT-бизнеса (включая региональные меры);
  • Анализ соответствия критериям (в том числе состава доходов), консультация по шагам, которые необходимо предпринять вашей компании для получения возможности применения таких льгот/иных мер;
  • Поддержка в выполнении необходимых для применения льгот/иных мер действий (например, сопровождение получения государственной аккредитации).

Какие основные льготы доступны IT-компаниям?


1. Снижение налога на прибыль с 3% до 0% с 01.01.2022 до 31.12.2024 (п. 1.15 ст. 284 НК РФ, не применимо, если IT-компания применяет УСН).

Применять ставку 0% можно, начиная с того отчётного (налогового) периода, на отчётную дату которого организация располагает выпиской из реестра аккредитованных организаций (Письмо Минфина России от 26.11.2021 N 03-03-06/1/95812, также должны выполняться дополнительные условия применения данной льготы – требования к доле доходов и среднесписочной численности, они будут рассмотрены ниже). Перейти на эту ставку налога на прибыль могут как новые компании, так и уже существующие (Письма ФНС России от 20.02.2021 N СД-4-3/2160, от 20.02.2021 N СД-4-3/2249@).

2. Общая ставка страховых взносов, уплачиваемых в отношении сотрудников IT-компаний, снижена до 7,6% (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ, стандартная общая ставка по взносам на ОПС, ОМС и ВНиМ без учёта предельной величины базы – 30%).

Пониженную ставку страховых взносов можно начать применять с того месяца, в котором компания получила государственную аккредитацию (Письма Минфина России от 19.11.2021 N 03-03-06/1/93783, от 09.02.2021 N 03-15-05/8406).

3. Запрет плановых проверок, контрольных, надзорных мероприятий (в том числе выездных налоговых проверок) в 2022-2024 (Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448, Письмо ФНС России N СД-4-2/3586@ ОТ 24.03.2022 «О назначении ВНП в отношении аккредитованных IT-организаций»).

Аккредитованные IT-компании не включаются в планы проведения плановых контрольных, надзорных мероприятий, плановых проверок на 2023-2024 годы, а уже начатые и не оконченные на 25.03.2022 мероприятия завершаются без выдачи предписаний по результатам. Проверки и мероприятия, начало которых было запланировано после 25.03.2022, отменяются.

4. Льготное кредитование по ставке 3% годовых.

С 27.04.2022 аккредитованные IT-организации могут получать льготные кредиты по ставке, не превышающей 3% годовых, для целей разработки ПО и товаров, оказания услуг в рамках реализации проектов по цифровой трансформации с использованием российских решений, то есть в соответствии с Постановлением Правительства России от 05.12.2019 № 1598. Полученные таким образом кредитные средства можно тратить, среди прочего, на приобретение исключительных прав и лицензий, программно-аппаратных комплексов, на оплату труда участвующих в реализации проекта работников, на мероприятия по разработке.

Предусмотрена также возможность получения льготного кредитования по ставке 3% на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств для IT-компаний, являющихся субъектами МСП, в соответствии с Постановлением Правительства России от 25.03.2022 № 469. Законы субъектов федерации также устанавливают различные льготные условия кредитования для аккредитованных компаний, зарегистрированных в соответствующих субъектах, чаще всего – также для компаний-субъектов МСП (например, такие программы предусмотрены Москвой).

5. Отсрочка от военной службы для сотрудников (Постановление Правительства России от 28.03.2022 № 490).

Сотрудники аккредитованных IT-компаний имеют право на получение отсрочки от призыва. Для этого они должны иметь оконченное высшее образование по одной из 75 специальностей из специального перечня, а также работать в компании не менее 11 месяцев в течение года, предшествующего дате начала призыва (либо приступить к работе в компании в течение года с момента окончания ВУЗа).

6. Льготная ипотека для ИТ-специалистов (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 805)

Сотрудники аккредитованных ИТ-компаний от 22 до 45 лет имеют право на получение ипотечного кредитования по ставке до 5% годовых. Размер займа в субъектах федерации с населением от 1 млн человек – до 18 млн рублей, в иных – до 9 млн рублей.

Зарплата сотрудника при этом должна составлять не меньше 150 тыс. рублей в первом случае и не меньше 100 тыс. рублей – во втором. Запущен сайт, позволяющий получить информацию о доступных для конкретной компании условиях: https://www.gosuslugi.ru/ipoteka

7. Региональные меры поддержки.

Субъекты федерации вправе устанавливать собственные дополнительные льготы для IT-компаний, а также вводить иные меры поддержки. Например, московское региональное законодательство предусматривает дополнительные возможности льготного кредитования и условия получения грантов для IT-компаний, являющихся субъектами МСП. В Иркутской области возможно применение налоговой ставки 7,5% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» (при стандартной ставке в 15%). В Республике Татарстан для резидентов ОЭЗ «Иннополис», осуществляющих деятельность по ОКВЭД 62 и 63, установлена налоговая ставка 5% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы – расходы» и 1% при использовании УСН с объектом налогообложения «доходы» (Закон Республики Татарстан от 17.06.2009 N 19-ЗРТ «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»).

С учётом этого важно анализировать потенциально применимые к каждой IT-компании меры государственной поддержки с учётом региона её регистрации. Мы будем рады подготовить консультацию по льготам и иным мерам поддержки, потенциально применимым к вашей компании на основании как федерального, так и регионального законодательства.

8. Иные меры поддержки, связанные с IT-отраслью.

Законодательство предусматривает также иные меры поддержки, затрагивающие отрасль IT, применение которых не ограничено аккредитованными IT-компаниями, например:

  • с 28.03.2022 по 30.09.2022 освобождаются от ввозной таможенной пошлины при ввозе в страны ЕАЭС некоторые товары, используемые для развития цифровых технологий – диски, устройства хранения данных и иные носители для записи звука или других явлений и так далее (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2022 N 37);
  • освобождается от НДС реализация исключительных прав и прав на использование ПО и баз данных, включённых в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, за исключением ПО и баз данных, используемых для функционирования «торговых площадок» («маркетплейсов») в Интернете (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • освобождается от НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии при условии выделения цены такой передачи в цене договора коммерческой концессии (Федеральный закон от 16.04.2022 № 97-ФЗ);
  • компании вправе не учитывать для налога на прибыль доходы в виде имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выявленных компаниями при инвентаризации своего имущества и имущественных прав; срок действия льготы — 2022–2024 годы для крупных компаний, 2022–2026 годы для МСП (Федеральный закон от 28.05.2022 № 149-ФЗ).

Кто имеет право на льготы?

Обязательным условием применения преференций, описанных выше в пунктах 1-6, как и ряда иных мер поддержки (включая большинство ожидаемых), является государственная аккредитация IT-компании.

Для того, чтобы применять льготные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, описанные в пунктах 1 и 2, должно выполняться следующее условие:

  • не менее 70% доходов компании связаны с IT-деятельностью.
До 2022 года обязательным являлось также условие о среднесписочной (для налога на прибыль) / средней (для страховых взносов) численности за отчётный (налоговый) период – не менее 7 человек. С 1 января 2022 года — это условие отменено.

Для целей применения пониженной ставки страховых взносов «новые» организации (такими признаются те, которые не осуществляли деятельность в сфере IT в течение 9 месяцев предыдущего года – Письма Минфина России от 11.12.2020 N 03-15-06/108616, от 08.04.2020 N 03-15-05/27777,) должны выполнять указанное требование за отчётный период (если условие выполняется ими за полугодие, то можно применить пониженные ставки в отношении всего года, пересчитав ранее уплаченные взносы – Письмо Минфина России от 09.06.2022 N 03-15-06/45395).

Организации, не являющиеся «новыми», для целей применения пониженной ставки страховых взносов должны выполнять указанное условие не только за отчётный период, но и за 9 месяцев года, предшествующего году перехода на уплату взносов по пониженным ставкам.

Если по итогам отчётного (налогового/расчётного) периода компания утрачивает государственную аккредитацию или перестаёт выполнять условие о доле доходов, налог на прибыль и страховые взносы необходимо будет пересчитать с начала года по стандартным ставкам (тарифам).

Льготы не подлежат применению организациями, созданными после 1 июля 2022 года в результате реорганизации (кроме преобразования), в том числе присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц (кроме аккредитованных и применявших льготы до 1 июля 2022 года). Льготы также не подлежат применению организациями, в которых прямо или косвенно участвует Россия с долей участия не менее 50% (кроме аккредитованных и применявших льготы до 1 июля 2022 года)

Как получить государственную аккредитацию?

Изначально единственным условием для получения государственной аккредитации ИТ-компании было соответствие определённым ОКВЭД, однако на текущий момент перечень обязательных требований существенно расширился (Постановление Правительства РФ от 30.09.2022 N 1729). Отвечать одновременно им всем должны как компании, только получающие государственную аккредитацию, так и компании, желающие её сохранить.

1. Соответствие основного вида деятельности определённым ОКВЭД

26.20.4* – производство средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации
46.51.2* – торговля оптовая программным обеспечением
58* – деятельность издательская
47.91.2* – торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет
58.2* – издание программного обеспечения
59.14* – деятельность в области демонстрации кинофильмов
60.10* – деятельность в области радиовещания
60.20* – деятельность в области телевизионного вещания
62.0 – разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
62.01– разработка компьютерного программного обеспечения
62.02– деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий
62.02.1– деятельность по планированию, проектированию компьютерных систем
62.02.4– деятельность по подготовке компьютерных систем к эксплуатации
62.02.9 – деятельность консультативная в области компьютерных технологий прочая
62.03 – деятельность по управлению компьютерным оборудованием
62.03.1 – деятельность по управлению компьютерными системами
62.03.11 – деятельность по управлению компьютерными системами непосредственно
62.03.13– деятельность по сопровождению компьютерных систем
62.09– деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий
63.1 – деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации, деятельность порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет
63.11 – деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность
63.11.1 – деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов
63.11.9 – деятельность по предоставлению услуг по размещению информации прочая
63.12 – деятельность web-порталов
63.91* – деятельность информационных агентств
73.1 – деятельность рекламная
73.20.1* – исследование конъюнктуры рынка
74.90.9 – деятельность в области защиты информации
85.30* – обучение профессиональное
85.41* – образование дополнительное детей и взрослых
85.42* – образование профессиональное дополнительное

В отношении основных видов деятельности, отмеченных «*», условие считается выполненным, только если компания осуществляет дополнительные виды деятельности из групп ОКВЭД 62, 63. Соответствие кодам ОКВЭД проверяется на основании информации в ЕГРЮЛ.

2. Среднемесячная заработная плата не ниже среднемесячной по России или по субъекту федерации, в котором зарегистрирована организация.

Условие распространяется на организации, созданные не менее чем за квартал до подачи заявления о государственной аккредитации. Среднемесячная заработная плата за последние 3 месяца отчётного/расчётного периода, предшествующего дате подачи заявления, сравнивается со среднемесячной по стране/субъекту за предпоследний квартал, предшествующий дате подачи заявления.

Требование не применяется, если доход организации превышает 1 млн рублей, и организация одновременно является правообладателем ПО, включённого в реестр российского ПО, и в течение года, предшествующего году подачи заявления, получает доходы от реализации прав на такое ПО.

3. Не менее 30% доходов компании связаны с ИТ-деятельностью.


Для целей определения доли доходов в 30% используется установленный Минцифры России перечень видов деятельности, относящихся к деятельности в области ИТ, который сформулирован существенно более широко, чем установленный НК РФ перечень доходов для целей расчёта доли в 70%, необходимой для применения льгот. Перечень приведён в Приказе Минцифры России от 08.10.2022 N 766.

Доля доходов определяется за год, предшествующий подаче заявления. Если компания подаёт заявление в год регистрации, условие применяется, только если доход компании превышает 1 млн рублей (в таком случае условие должно выполняться в текущем году).

Требование не применяется, если компания создана менее, чем за 3 года до подачи заявления, и её доход с момента создания не превышает 1 млн рублей. При этом, если в субъекте федерации, где компания зарегистрирована, есть региональный реестр стартапов, компания должна быть в него включена.

4. На официальном сайте компании размещена информация об осуществляемой ИТ-деятельности.

5. Компания подала согласие на раскрытие сведений, составляющих налоговую тайну, в адрес Минцифры России.

Раскрываемые сведения включают сведения о среднемесячном размере выплат и иных вознаграждений, сведения о доходах организации (по данным бухгалтерской отчетности организации), сведения об организациях, применяющих пониженные тарифы страховых взносов.

При этом в любом случае государственная аккредитация не предоставляется отдельным видам организаций, в частности: организациям с прямым или косвенным участием России (субъекта федерации, муниципального образования) более 50%, банкам, небанковским кредитным организациям, страховым организациям, операторам, занимающим существенное положение в сети связи общего пользования.

Для получения аккредитации компания оформляет заявку на портале «Госуслуг» в электронном виде, заверенную ЭЦП. Решение выносится в течение 15 рабочих дней, могут быть запрошены документы, подтверждающие соответствие компании требованиям. По результатам информация автоматически добавляется в реестр аккредитованных компаний.

Рекомендуем получить государственную аккредитацию всем IT-компаниям, отвечающим критериям, даже если нет планов пользоваться какими-либо льготами прямо сейчас.

Стоит отметить, что, по мнению ФНС России, выделение IT-функции предприятия в отдельное юридическое лицо не следует трактовать как искусственное «дробление бизнеса», направленное на получение необоснованной налоговой выгоды (Письмо ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@).

Как рассчитать 70% долю доходов от ИТ-деятельности?

Для целей расчёта 70% доли доходов учитываются следующие виды доходов:

1. Реализация экземпляров собственных программ, баз данных, разработанных компанией программно-аппаратных комплексов (ПАК), включённых в реестр российского ПО (российских); передача исключительных и простых лицензий на разработанное (собственное) ПО, предоставление прав использования собственного ПО.

Собственными программами признаются программы, разработанные, и/или адаптированные, и/или модифицированные организацией либо лицом, прямо участвующим в организации, либо в котором прямо участвует организация, либо в котором и в организации участвует одно третье лицо; доля участия во всех случаях должна быть более 50%.

Организация (или иное лицо из перечисленных выше) считается разработчиком программы (базы данных), если ее работники и (или) физлица, с которыми она связана гражданско-правовыми отношениями, участвовали в некоторых (части некоторых) или во всех процессах ее разработки (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970). Участие в разработке может подтверждаться любыми документами – например, приказы о начале/окончании разработки, служебные или технические задания, договоры на разработку и так далее (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).

Часть процессов разработки могут осуществлять сторонние организации; не установлен критерий соотношения долей разработки, выполненных сотрудниками компании и лицами, привлечёнными по гражданско-правовым договорам (Письмо Минцифры России от 11.10.2021 N П11-2-05-200-44970).

Передача лицензий возможна в том числе путём предоставления удалённого доступа через Интернет или иную информационно-телекоммуникационную сеть (интранет, ftp-соединение).

Не учитываются для целей расчёта доли 70% доходы от предоставления прав пользования собственным ПО, если такие права состоят в получении возможности разместить объявление в Интернете (заключить договор купли-продажи, произвести оплату и так далее), и при этом получатель прав сам или с привлечением взаимозависимого лица обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи товара; в получении реализовывать услуги по агрегации информации о легковых такси; услуги в сфере доставки еды; услуги в сфере госзакупок; банковские, брокерские, финансовые услуги и услуги по безналичным денежным переводам; услуги, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом; услуги хранения данных в центрах обработки данных; отдельные схожие услуги.



2. Оказание услуг по разработке, адаптации и модификации программ, баз данных, российских ПАК.

Такие программы могут быть разработаны как компанией, так и другими лицами, принадлежать как заказчику, так и иным правообладателям (Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, Письмо ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@).

3. Оказание услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ и баз данных, а также российских ПАК.

Аналогично, такие программы могут быть разработаны как компанией, так и другими лицами., быть как российскими, так и иностранными (Письма Минфина России от 25.02.2021 N 03-03-06/1/13104, от 04.12.2020 N 03-03-06/1/106185, ФНС России от 09.04.2021 N СД-19-3/174@). При этом, если договор предусматривает также сопровождение оборудования, на котором установлена программа, доходы от сопровождения именно оборудования не будут учитываться при расчёте доли 90% (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@).

4. Оказание услуг с использованием собственных российских программ, баз данных.

К таким услугам относятся рекламные услуги в Интернете, услуги онлайн-стримингов, услуги по предоставлению доступа к образовательной/просветительской информации и сервисам (при наличии образовательной лицензии), услугипо размещению/продвижению объявлений о товарах, работах, услугах, о трудоустройстве, услуги по поиску таких объявлений, по заключению договоров.

Не учитываются для целей расчёта доли 70% доходы от оказания с использованием собственных российских программ для ЭВМ, баз данных услуг по размещению объявлений в Интернете и тому подобных, если организация сама или с привлечением взаимозависимого лица обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи товара; услуг по агрегации информации о легковых такси; услуг в сфере доставки еды; услуг в сфере госзакупок; банковских, брокерских, финансовых услуг и услуг по безналичным денежным переводам; услуг, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом; услуг хранения данных в центрах обработки данных; отдельных схожих услуг.

Следует выделить отдельные виды доходов, не подлежащие учёту в составе доли 70% (перечень является открытым):

  • доходы от передачи лицензий на ПО, в отношении которого компания не является разработчиком (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • компенсации за нарушение авторских прав на программное обеспечение (Письмо Минфина России от 29.10.2021 N 03-03-06/1/87677);
  • доходы от оказания консультационных услуг, услуг по проектированию информационных систем, по аутсорсингу (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • гранты в форме субсидий из федерального бюджета на мероприятия по созданию и внедрению комплексов цифровых сервисов и решений (Письмо Минфина России от 01.11.2021 N 03-15-06/88336);
  • доходы от сопровождения оборудования (Приложение к Письму ФНС России от 18.12.2020 N СД-4-3/20902@);
  • доходы от предоставления по лицензионным договорам прав использования топологий микросхем, ноу-хау (Письмо Минфина России от 23.11.2020 N 03-03-06/1/101948).

Полезные ссылки

Задать вопрос эксперту

Игорь Долгов
Главный юрист по налогообложению, СберРешения
  • Комплексная поддержка бизнеса
    Наши специалисты готовы оказать комплексную консультационную поддержку по вопросам налоговых льгот для ИТ компаний
    Узнать больше