Финансовый консалтинг

Что делать при получении требования от налоговой

Налоговая инспекция в ряде случаев направляет предпринимателям требования — официальные
запросы, связанные с проверкой правильности исчисления и уплаты налогов. Чтобы избежать
санкций, важно знать, какие бывают виды требований, почему они приходят и как на них
правильно реагировать.

Основные виды требований от налоговой для ИП на УСН «Доходы» без сотрудников:
В зависимости от способа направления, требование считается полученным:
  • при вручении лично под расписку - в день получения;
  • при направлении по почте заказным письмом - по истечении шести рабочих дней с даты отправки письма. Если требование получено раньше, срок исчисляется с даты фактического получения;
  • при передаче в электронной форме через систему сдачи отчетности в электронном виде (ТКС) - в дату, указанную в квитанции о приеме. Если квитанция о приеме не поступит в инспекцию в течение шести рабочих дней со дня направления требования, оно будет считаться полученным по прошествии указанного срока;
  • при передаче через ЛК ИП на сайте ФНС- на следующий рабочий день после дня его размещения в ЛК.

Ответ (если он требуется) направляется в налоговую по тому же каналу, по которому пришло требование.
Давайте рассмотрим порядок действий при получении конкретного вида требования.
Требование об уплате задолженности
Причина выставления — наличие отрицательного сальдо ЕНС (задолженности перед бюджетом).

В требовании указывается следующая информация:
  • о наличии отрицательного сальдо ЕНС;
  • о сумме задолженности на момент направления требования (с указанием налогов, авансовых платежей по ним, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов);
  • об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности;
  • сроке исполнения требования;
  • мерах по взысканию задолженности и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которые будут применены при неисполнении требования.

Чтобы исполнить требование, надо уплатить (перечислить) сумму задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС на дату исполнения в течение 8 рабочих дней с даты его получения, если не установлен более продолжительный срок.

Если не исполнить требование в установленный срок, инспекция может взыскать долг за счет денежных средств на банковских счетах, электронных денежных средств, цифровых рублей или иного имущества.
Требование о предоставлении пояснений
Причина выставления:

при камеральной проверке:
  • проверяющие нашли ошибки или противоречия в декларации;
  • проверяющие нашли несоответствия между сведениями в отчетности и данными, которые есть у них;
  • в уточнённой декларации заявлена сумма к уплате меньше, чем изначально;
  • в декларации заявлена льгота (например, пониженная ставка УСН);
при выявлении нарушений в ходе выездной проверки (чтобы уточнить позицию проверяемого по ним).

Чтобы исполнить такое требование нужно предоставить пояснения. Они составляются в произвольной форме и их содержание зависит от того:
  • какую информацию запросила инспекция;
  • какие расхождения и ошибки были выявлены.
Перед тем, как оформлять пояснения, следует самостоятельно проверить, есть ли у вас те ошибки, о которых говорят проверяющие.

Если ошибок нет, то сообщаем об этом в пояснении, при этом обязательно детально описываем причины расхождений и почему считаем, что это не ошибка.

Если ошибки подтвердились, но они не привели к занижению налога, то в пояснениях пишем об этом и указываем правильные данные и прикладываем подтверждающие документы. Альтернативный вариант — подача уточнённой декларации.

Если выявлены ошибки, которые привели к занижению налога, то тут однозначно потребуется подать уточнённую декларацию. Пояснения к ней подавать необязательно.

Срок представления пояснений — пять рабочих дней после дня, когда было получено требование.

Если пропустить срок, будет штраф 5 000 рублей, при повторном нарушении в течение года штраф составит уже 20 000 рублей.
Требование о предоставлении документов
Причина выставления:
- проведение камеральной или выездной проверки;
- проведение встречной проверки контрагента.

Документы запрашиваются с целью документального подтверждения данных, отраженных в учёте и отчётности.

В ответ на полученное требование нужно предоставить копии запрошенных документов вместе с сопроводительным письмом, в котором будет приведён перечень документов, которые передаются по запросу, и их количество.

Если какие-то из запрошенных документов не будут предоставлены (например, они не предусмотрены), в тексте письма можно это дополнительно указать.

Срок предоставления документов, запрошенных в рамках камеральной или выездной проверки – 10 рабочих дней с даты получения требования.

Если запрос поступил по встречной проверке, то сроки ответа со дня получения требования:
  • 5 рабочих дней - если документы запрошены в связи с проверкой контрагента (третьего лица) либо проведением у него налогового мониторинга;
  • 10 рабочих дней - если запрос по конкретной сделке вне рамок проверок.

Если своевременно не передать документы в ИФНС по запросу, то штраф составит от 200 до 10 000 рублей, в зависимости от того, по кому был запрос — по вам или по вашему контрагенту.

Получение требований от налоговой инспекции — не повод для паники, но важный сигнал к внимательной проверке своих отчётностей. Правильное и своевременное реагирование поможет избежать штрафов и споров с ИФНС.
Чтобы минимизировать риски и сэкономить время, доверьте бухгалтерию профессионалам из сервисов СберРешений

С автоматизацией и поддержкой экспертов ваша отчётность будет в порядке, а у налоговой не будет возникать лишних вопросов.
Оставить заявку
Нажимая кнопку «Отправить», подтверждаю, что согласие на обработку и передачу персональных данных от потенциального клиента получено.