Выбор системы налогообложения при работе на маркетплейсах

Если вы решили заняться бизнесом на маркетплейсе, то следует помнить не только о качестве товара и размере продаж, но и о налоговых обязательствах. В отличие от работы по найму, где налоги уплачивает работодатель, владельцам бизнеса приходится самостоятельно выбирать подходящий тип налогообложения. Систем налогообложения для торговли товарами на маркетплейсах — четыре, у каждой свои особенности, правила и требования. Разберёмся, какой вариант подойдёт для онлайн-торговли товарами и как выбор влияет на доход.

В этой статье:

Какие системы разрешено использовать

Выбранный режим налогообложения потребует сдачи отчётности и уплаты установленного налога. Если определить систему неправильно, существует риск потерять много денег.

ОСНО — общее налогообложение

Общая система считается подходящим выбором для многих предпринимателей и юридических лиц в России. Преимуществом ОСНО считается отсутствие ограничений по размеру годового дохода или количеству работников компании. Это делает решение привлекательным для среднего и крупного бизнеса, стремящегося к росту доходов.

При этом ОСНО требует ведения полного бухгалтерского учёта, который включает документирование финансовых операций, и предоставления отчётности в соответствии с требованиями налогового законодательства. Для начинающих селлеров такое налогообложение не подходит.

Ставки налогов в рамках ОСНО считаются высокими, в частности: 20% по налогу на прибыль, 10% либо 20% по налогу на добавленную стоимость (НДС) в зависимости от категории товара.

УСН — упрощённое налогообложение

УСН является спецрежимом, доступным компаниям и индивидуальным предпринимателям. В частности, УСН считается оптимальным вариантом налогообложения на маркетплейсах для ИП. Такое налогообложение подойдёт предпринимателям в сегменте малого и среднего бизнеса.

Преимущество УСН заключается в минимальной отчётности. Также в общем случае ИП освобождаются от уплаты налогов на имущество, прибыль и НДС (но есть и исключения), что упрощает финансовые расчёты.
Налогоплательщики на УСН могут выбрать объект налогообложения: «Доходы» либо «Доходы минус расходы». Первая опция подходит для лиц с минимальными расходами, в то время как вторая — для тех, кто регулярно вкладывает средства в зарплаты, сырьё и оборудование.

Ставки единого налога на УСН считаются выгодными: в общем случае 6% при объекте «Доходы» и 15% при объекте «Доходы минус расходы». Однако для бизнеса на УСН действуют ограничения по количеству сотрудников и годовому обороту.

ЕСХН — сельскохозяйственный налог

ЕСХН является спецрежимом, доступным компаниям и индивидуальным предпринимателям — сельскохозяйственным товаропроизводителям, которые занимаются выращиванием и продажей сельскохозяйственной продукции либо её переработкой и реализацией. По статистике, на маркетплейсах такие товары встречаются реже, чем перекуп.

Ставка ЕСХН в общем случае составляет 6% от суммы доходов, уменьшенных на расходы. Также возможно применить освобождение от налогообложения НДС, если доходы сельхозпроизводителя за предыдущий год не превысили 60 млн рублей.

Для применения ЕСХН сельхозпроизводителю необходимо выполнять требование к соотношению доходов: доход от продажи своей сельскохозяйственной продукции не может составлять менее 70% выручки.

НПД — налог на профессиональную деятельность

Для ведения учёта и налогообложения на маркетплейсах допустимо использование НПД. Это специальный режим налогообложения, который подходит для самозанятых и индивидуальных предпринимателей.

Главное преимущество НПД заключается в отсутствии необходимости вести сложную отчётность. Потребуется использовать мобильное приложение «Мой налог», в котором регистрируется каждая продажа. По итогам месяца устанавливается сумма налога для оплаты.

Для применения НПД действуют ограничения. Годовая выручка не должна превышать 2,4 млн рублей. Также существует дополнительное ограничение по ассортименту — разрешается продавать только изделия собственного производства.

Ставки налога составляют 4% при продаже товара физическому лицу и 6% при продаже индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу. Подойдёт такая система тем, кто не готов тратить много времени на отчётность и не планирует увеличивать прибыльность бизнеса. Если годовая выручка превысит 2,4 млн рублей, то придётся перейти на иной режим налогообложения.

Какое налогообложение выбрать

Если вы не знаете, какую систему налогообложения выбрать для продажи на маркетплейсе, то начать стоит с определения организационной формы субъекта (например, ООО или ИП). Если оформляется самозанятость, то выбора из специальных налоговых режимов не остаётся — возможно только использование НПД.

Для ООО доступно три варианта из рассмотренных выше налоговых режимов — ОСН, УСН или ЕСХН. А индивидуальные предприниматели могут рассматривать четыре доступных решения.

Нужно ли вести бухгалтерский учёт

По закону индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учёт и могут делать это по своей инициативе (на компании это правило не распространяется). Следует помнить, что налоговый и бухгалтерский учёт — это разные вещи.

Бухгалтерский учёт предоставляет подробную информацию о деятельности компании, что помогает отслеживать динамику развития бизнеса, например, сравнивать выручку за различные периоды. Бухгалтерский учёт также необходим, если компания планирует взять кредит, привлечь инвесторов или участвовать в тендерах.

Ведение бухгалтерского учёта можно поручить штатному бухгалтеру или передать на аутсорсинг. Делегирование этой задачи СберРешениям не только упрощает процесс составления отчётности по маркетплейсу, но и позволяет регистрировать проводки по агентскому договору.
Если вам требуется бухгалтерский учёт и помощь в выборе системы налогообложения при работе с маркетплейсами, то наши профессионалы подберут подходящее решение. Это позволит избежать ошибок при ведении отчётности и исключить штрафы со стороны площадок.