Ведение бухгалтерии на маркетплейсах: особенности и варианты

Торговля на маркетплейсах становится основным способом реализации различных товаров, особенно для ИП. Однако использование онлайн-площадок не освобождает продавца от налоговой и бухгалтерской отчётности. Расскажем, какие особенности имеет бухучёт на маркетплейсах и на что следует обратить внимание при выборе налогового режима.

В этой статье:
Организационно-правовые формы
Торговля на маркетплейсах ведётся через интернет, но в остальном она практически не отличается от розничной.

Предприниматели могут выбирать между различными организационными формами:

  • индивидуальный предприниматель (ИП);
  • общество с ограниченной ответственностью (ООО);
  • статус самозанятого физического лица.
ИП, ООО и самозанятые граждане имеют различные права и обязанности. Физическим лицам разрешено временно продавать товары на площадках вроде «Авито», но для системной торговли необходима официальная регистрация в качестве ИП, ЮЛ или самозанятого.

Статус самозанятого ограничивает возможные виды деятельности. Например, граждане могут продавать на маркетплейсах только изделия собственного изготовления. Для ИП и ООО подобных ограничений нет.
Налоговые режимы на маркетплейсах
Для грамотного учёта в бухгалтерии маркетплейса потребуется выбрать подходящий налоговый режим.

Селлеры могут использовать следующие системы:

  • Упрощённая система налогообложения (УСН). Этот режим предлагает две схемы. В первой схеме — «Доходы» предприниматель уплачивает 6% с выручки. Во второй схеме — «Доходы минус расходы» — налог составляет 15% от прибыли после вычета расходов.
  • Общая система налогообложения (ОСНО). В этой системе налогов значительно больше. Подлежит уплате НДС (обычно 20 или 10%), налог на прибыль, движимое и недвижимое имущество.
  • Налог на профессиональный доход (НПД). Этот налог уплачивают самозанятые физические лица. Ставка составляет 4% или 6% в зависимости от того, продаёт селлер товар физическому или юридическому лицу.
Ведение бухгалтерии
Бухучёт на маркетплейсах по УСН и ОСНО имеет отличия от стандартного.

Работа с поставщиками на маркетплейсах Ozon, Wildberries и Яндекс Маркет осуществляется посредством агентских договоров, где торговая площадка действует как посредник. За реализацию товаров и предоставленные услуги — начиная от хранения и заканчивая доставкой продукции — маркетплейс взимает комиссию.

Правильный учёт доходов и соответствующее начисление налогов полностью зависят от системы налогообложения, выбранной продавцом:

  • УСН «Доходы» (6%) — в бухгалтерии отражается доход, который определяется как получение оплаты от маркетплейса в соответствии с отчётом агента. В налоговую базу включается весь доход от продажи товаров без учёта комиссии площадки или стоимости предоставленных услуг.
  • УСН «Доходы минус расходы» (15%) — аналогично предыдущему варианту моментом получения дохода является получение оплаты от маркетплейса в соответствии с отчётом. Однако в этом случае налоговая база уменьшается на официально подтверждённые расходы, включая затраты на приобретение или создание продукции. Товары, которые были закуплены и отгружены на склад маркетплейса, но ещё не были проданы, на налоговую базу не влияют.
  • ОСНО — в этом случае важен не момент получения дохода, а реализация товара. Налог на прибыль и НДС начисляются и уплачиваются после получения отчёта агента, а не после получения денежных средств. Списание стоимости товара происходит в момент его передачи на склад маркетплейса для будущей реализации.
Используемые бухгалтерские проводки
При продаже товара через маркетплейс в зависимости от налогового режима используются различные бухгалтерские проводки:

  • Для УСН «Доходы» — это Дт 45 Кт 41, Дт 90 Кт 45, Дт 90 Кт 68 и другие.
  • Для УСН «Доходы минус расходы» — Дт 45 Кт 41, Дт 62 Кт 90, Дт 90 Кт 68 и другие.
  • Для ОСНО — Дт 45 Кт 41, Дт 62 Кт 90, Дт 90 Кт 45 и другие.
Бухгалтерские проводки помогают осуществлять правильный учёт и отражение операций в бухгалтерской системе. Это выполняется в соответствии с требованиями законодательства и выбранным налоговым режимом.
Использование онлайн-кассы при работе на маркетплейсе
При ведении бухгалтерии продаж на маркетплейсах часто возникает вопрос об использовании онлайн-кассы. Её применение не требуется в соответствии с законом № 54-ФЗ. Закон обязывает продавца использовать ККТ только в случае, если он принимает оплату у физлиц. В случае маркетплейсов сам сервис (Ozon, Wildberries или Яндекс Маркет) принимает деньги от покупателей, следовательно, продавцу необходимости в использовании онлайн-кассы нет.
Сервисы и программы для бухучёта
Для ведения бухгалтерии можно использовать различные сервисы и программы. Такие инструменты облегчают финансовую и бухгалтерскую отчётность, помогают чётко рассчитать размер дохода и налогов. Среди популярных сервисов — 1С Бухгалтерия, Контур.Бухгалтерия, СБИС «Бухгалтерия и учёт» и другие.

Для самозанятых граждан, которые являются плательщиками налога на профессиональный доход, подойдёт приложение «Мой налог», где можно вносить информацию о выручке в течение отчётного периода.

Если вы не знаете, как ИП или ООО вести бухучёт на маркетплейсах, то не стоит отказываться от помощи профессионалов. Команда СберРешений поможет организовать отчётность, правильно составить необходимые документы и вести бухгалтерский учёт в строгом соответствии с законодательством.