В соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом № 402, организация может завершить свою деятельность по следующим причинам:
- Добровольное решение учредителей или владельцев.
- Постановление судебных органов в случае отсутствия лицензии, нарушений законодательства или иных причин.
- Банкротство предприятия.
В последнем случае ведение ликвидационного бухгалтерского баланса поручается комиссии, сформированной органами внешнего управления. Процедура осуществляется в соответствии с особыми правилами, определёнными нормами ст. 65 Гражданского кодекса РФ.
Любое юридическое лицо, принявшее решение о прекращении деятельности, должно действовать в следующей последовательности:
- Принять решение о ликвидации компании и оформить соответствующий документ, подписанный владельцем, акционерами или иными заинтересованными лицами.
- Отправить уведомление в местную налоговую инспекцию.
- Сформировать ликвидационную комиссию по приказу или распоряжению руководителя организации.
- Опубликовать информацию о прекращении деятельности в СМИ и других публичных источниках.
- Провести инвентаризацию для оценки движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов и задолженностей.
- Составить промежуточный ликвидационный отчёт.
- Взыскать задолженность с дебиторов и погасить собственные долги.
- Передать имущество и остаточные активы владельцам и акционерам.
- Составить и представить в ФНС итоговый баланс при ликвидации.
После этого следует получить выписку из ЕГРЮЛ о прекращении деятельности предприятия без перехода обязательств и прав на другое юридическое лицо.
Во время ликвидации компания должна составить два ликвидационных баланса — промежуточный и итоговый. Для их обозначения используются коды отчётного периода 94 и 90.