КЭДО — это современный способ работы с кадровой документацией в онлайн-формате. С помощью такого инструмента работодатели и сотрудники могут создавать, подписывать или хранить важные документы исключительно в электронном варианте.
Возможно электронное оформление таких документов, как:
- трудовые договоры, включая срочные;
- соглашения об имеющейся материальной ответственности;
- приказы на отпуск;
- распоряжения о назначенных командировках.
Электронные бумаги в кадровом документообороте имеют одинаковую юридическую силу с бумажными аналогами. То есть такие бумаги разрешается использоваться в трудовых спорах в качестве оригиналов (ст. 22.1–22.3 ТК РФ и 220-ФЗ).
При этом процесс обмена электронными документами отличается от привычного бумажного документооборота. Главным отличием считается необходимость использования специальной программы для кадрового ЭДО. Согласно трудовому законодательству, организации могут выполнять электронный документооборот через государственную платформу «Работа в России» или выбрать подходящую коммерческую систему (ст. 22.1 ТК РФ).
Организация выбирает подходящую систему, внедряет КЭДО и составляет локальные нормативные акты для перехода. Только после этого отдел кадров начинает полноценное ведение электронного документооборота с работниками, согласившимися на использование ЭДО. Выглядит процесс следующим образом:
- Кадровик оформляет электронный файл и отправляет его сотруднику через сервис КЭДО.
- Сотрудник получает уведомление о новом документе, заходит в систему и подписывает его с помощью электронной подписи (ЭП).
- Кадровик получает уведомление о подписании документа.
- Если в процессе согласования не участвуют другие лица, то документооборот завершается. А файл сохраняется в системе.
Юридическая сила документов в КЭДО обеспечивается электронными подписями. Существует три вида: квалифицированная (КЭП), неквалифицированная (НЭП) и простая (ПЭП). В зависимости от роли участника документооборота используется соответствующий тип подписи:
- Руководители организаций или ИП используют КЭП, которая наделяет электронные документы юридической силой. Такие бумаги принимаются контролирующими органами и судами.
- Специалисты по кадровому учёту и бухгалтеры, подписывающие документы от имени работодателя, также используют КЭП и машиночитаемую доверенность (МЧД).
- Работники могут использовать ПЭП или НЭП, если это предусмотрено локальными актами компании.
Для некоторых кадровых документов закон требует обязательного использования квалифицированной подписи. К таким бумагам относятся:
- трудовые договоры с работниками;
- соглашения о материальной ответственности;
- обучение без отрыва от производства;
- документы, содержащие изменения в ранее подписанные трудовые договоры.
В электронный формат удаётся перевести большинство кадровой документации предприятия, а также некоторые бухгалтерские и внутренние бумаги. Ограничения накладываются только на распоряжения об увольнении сотрудника, акты о чрезвычайном происшествии на производстве, журнал учета инструктажей по охране труда. Также в бумажном формате оформляются трудовые книжки, если работник не перешёл на её ведение в электронном варианте.