115-ФЗ простым языком: Что нужно знать каждому предпринимателю

Закон 115-ФЗ обязывает банки контролировать операции бизнеса, чтобы выявить компании, которые ведут незаконную деятельность. В статье разберём, на что обращают внимание банки, как избежать ограничений по счету и что делать, если запросили документы. Узнайте, как минимизировать риски для бизнеса и работать в рамках закона.

В этой статье:

Что такое 115-ФЗ?
115-ФЗ — закон, принятый для противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Согласно этому закону банки анализируют операции клиентов, чтобы выявить компании, которые ведут незаконную деятельность. В случае подозрений банк вправе запросить документы, подтверждающие легальность операций. Если компания не предоставит документы, банк может ограничить проведение операций через интернет-банк или расторгнуть договор обслуживания.
Кто и как осуществляет контроль?
115-ФЗ распространяется на все банки в России. Если банку непонятен экономический смысл операции, он может приостановить проведение платежа и запросить пояснительные документы, а также имеет право частично ограничить дистанционную работу в интернет-банке.

Если ограничения были введены, операции получится проводить только платёжными поручениями через офис банка. Исключения составляют налоговые платежи, их можно будет проводить дистанционно. Доступ к интернет-банку восстановят, если будут предоставлены все необходимые документы, а у банка не останется вопросов к деятельности бизнеса.
На какие операции банки обращают внимание?
Операции могут быть признаны сомнительными, если они не имеют четкого экономического обоснования. Даже если компания занимается реальной деятельностью, определенные признаки могут стать поводом для запроса документов.
Снизьте риск блокировки с помощью сервиса «Комплаенс-помощник»
За 1 ₽ вы получите отчёт с рекомендациями по вашему счёту, проверку контрагентов и консультацию менеджера.

Специалист расскажет о 115-ФЗ и поможет скорректировать деятельность бизнеса, чтобы установить доверительные отношения с банком.

Переводы физическим лицам

Необоснованные перечисления в адрес физических лиц могут повлечь повышенное внимание со стороны банка. Например, при перечислении денежных средств в под отчёт используйте бизнес карту для расчётов. А для обеспечения деятельности организации заключайте договоры с юридическими лицами и проводите операции по расчётному счету.

Операции с наличными средствами

Чем меньше наличных операций в вашем бизнесе, тем проще банку понять его деятельность. Поэтому лучше переводить все расчёты в безналичную форму. Однако, если использование наличных всё же необходимо, важно соблюдать несколько рекомендаций:
  • Все доходы от продаж должны фиксироваться в книге учёта доходов на основе первичных документов. Это поможет поддерживать прозрачность и порядок в финансовой отчётности.
  • Обязательно сохраняйте все подтверждающие документы: чеки, расходные кассовые ордера, накладные и договоры. А также соблюдайте лимит расчетов наличными между юрлицами в рамках одного договора. Указание Банка России «О правилах наличных расчетов»
  • Лучше использовать безналичные методы оплаты: бизнес-карты или переводы на расчётный счёт. Это упрощает контроль за движением средств и снижает риски.

Транзакции, не соответствующие заявленному виду деятельности

У банка могут возникнуть вопросы к бизнесу, если операции по расчетному счету не соответствует виду деятельности. Например, медицинская компания закупает только стройматериалы. Для контрагентов, банков и налоговой коды ОКВЭД — ключевая информация о вашей деятельности, поэтому она должна быть актуальной.

Взаимодействие с неблагонадежными контрагентами

Бизнес может пострадать не только из-за своих ошибок, но и из-за связи с контрагентом, который занимается сомнительной деятельностью. Банк может ограничить дистанционное обслуживание, если вы взаимодействовали с организацией, которая, например, обналичивает существенную часть своих средств.

По законодательству предприниматель несёт ответственность не только за свой бизнес, но и за тех, с кем компания работает, — за своих контрагентов. Бизнес может пострадать, если действия партнёра покажутся банку подозрительными: операции по расчётному счёту предприятия ограничат. Проверить операции с вашими контрагентами по 115-ФЗ можно через сервис «Комплаенс-помощник».

Чтобы этого не произошло, убедитесь, что все ваши поставщики и клиенты — честные организации и ведут реальную деятельность. Важно, проверять контрагента не только по открытым источникам, но и на наличие рисков по 115-ФЗ.

Низкий уровень налоговой нагрузки

Если выплаты в бюджет не соответствуют объёму операций вашего бизнеса, это может вызвать вопросы со стороны банка.
Налоговая нагрузка — это отношение суммы налогов и сборов, которые организация или ИП выплатили за определённый период, к дебетовому обороту за этот же период. Банки проверяют показатель налоговой нагрузки при анализе деятельности организации.

Показатель налоговой нагрузки зависит от множества факторов: от отрасли, в которой работает бизнес; от выбранной системы налогообложения или наличия льгот. Банки в своей работе ориентируются как на среднеотраслевой показатель, так и на рекомендацию Центробанка обращать внимание на операции клиентов, у которых, коэффициент налоговой нагрузки меньше 0,9%.
Как отвечать на запрос от банка?
Согласно закону 115-ФЗ и условиям договора банковского счета, предприниматель обязан предоставить запрашиваемые документы. Банк может запросить информацию как по общей деятельности бизнеса, так и по конкретным платежам. Своевременное предоставление документов помогает банку убедиться в законности операций и сводит к минимуму риски ограничений по 115-ФЗ.

В процессе проверки банк не пытается навредить — он хочет убедиться, что ваш бизнес легален и не участвует в сомнительных схемах. Для начала изучите список документов и указанные сроки в запросе.

Необходимо подтвердить все операции по счету, проведенные в указанный период, соответствующими документами. Обычно запрашивают стандартный пакет:
  • договоры, приложения к ним и спецификации;
  • акты приема-передачи или оказания услуг, счета-фактуры;
  • товарные и транспортные накладные;
  • бухгалтерскую или налоговую отчетность;
  • документы, подтверждающие численность сотрудников, наличие транспорта, офиса или складских помещений;
  • прочие документы согласно специфике деятельности организации, включая лицензии, разрешения, журналы продаж и книги учета доходов и расходов.
Дополнительно рекомендуется подготовить сопроводительное письмо, где вы объясните особенности вашего бизнеса. Например, почему выросли обороты или почему налоговая нагрузка ниже среднего. Это поможет банку быстрее разобраться в ситуации.

Своевременное предоставление документов и открытость помогут избежать ограничений и других неприятностей.