Изменения законодательства с 01.06.2019 по 30.06.2019

Представляем обзор ключевых изменений законодательстве с разъяснениями методологов Сбер Решений за июнь-июль 2019 года. Для удобства мы разбили изменения на несколько категорий: кадры, расчет зарплаты, бухгалтерский и налоговый учет, арбитраж.

Загрузить полную версию документа

В выпуске:

Кадры
Расчет зарплаты 
- НДФЛ
- Заработная плата
- Судебная практика
Преобразования в сфере применения ККТ
Бухгалтерский и налоговый учет 
- НДС
- Имущество
- Налог на прибыль
- Бухгалтерская отчетность
- Прочее 
Cпецрежимы
Арбитраж
Изменения, которые готовят законодатели

КАДРЫ

Информация Минтруда о получении СНИЛС работодателями.

Письмо Минтруда России от 17 мая 2019 г. № 21-3/В-574.

В каких случаях работодателю необходимо получать за работника документ, подтверждающий регистрацию в системе персучета (номер СНИЛС)?

Согласно новой редакции ст. 65 Трудового кодекса в случае, если на лицо, поступающее на работу впервые, не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодатель обязан лишь представить в соответствующий территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета).

В Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования сохранилась норма, в соответствии с которой работодатель обязан получать в органах ПФР документы, подтверждающие регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и выдавать их под роспись застрахованным лицам.

Минтруд России в своем письме ответил на вопрос о том, в каких случаях на работодателя возлагается такая обязанность. Чиновники пояснили, что для открытия индивидуального лицевого счета гражданин подает в ПФР в том числе соответствующее заявление. Оно подается лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В течение 5 рабочих дней ПФР принимает решение об открытии лицевого счета. О результатах регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР обязан проинформировать его способом, указанным в обращении, путем направления документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета и содержащего сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета.

В случае подачи физическим лицом заявления через работодателя, информирование, а также выдача ему документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляется через указанного работодателя.

Информация Минтруда о необходимости оплачивать сверхурочную работу при увольнении до окончания учетного периода.

Письмо Минтруда России от 21 мая 2019 г. № 14-2/ООГ-3606.

Согласно ст. 99 Трудового кодекса для работников с суммированным учетом рабочего времени сверхурочной является работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период). Соответственно, подсчет сверхурочных часов и их оплата производится только по окончании учетного периода письмо Минздравсоцразвития России от 31 августа 2009 г. № 22-2-3363).

На практике нередко возникает вопрос с тем, необходимо ли определять сверхурочную работу и оплачивать ее в случаях, когда работник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, увольняется до окончания учетного периода.

В Минтруде указали, что работник с суммированным учетом рабочего времени, который увольняется до истечения учетного периода, имеет право на повышенную оплату сверхурочной работы, как и другие работники.

При увольнении такого работника до завершения учетного периода необходимо правильно определить количество часов сверхурочной работы. Для этого необходимо рассчитать нормальную продолжительность рабочего времени в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н за фактически отработанную часть учетного периода и сравнить ее с количеством фактически отработанных в эту часть часов. Часы, превышающие нормальную продолжительность рабочего времени, будут являться сверхурочными и подлежат повышенной оплате в соответствии со ст. 152 ТК РФ: за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Информация от Роструда о об обеспечении условий труда в жару.

Официальный сайт Роструда.

Соответствующая информация появилась на официальном сайте Роструда. В ней указывается на необходимость с учетом жаркой погоды идентифицировать опасности, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, в рамках проведения работодателями процедуры управления профессиональными рисками.

Речь идет, в частности, об опасности теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха и опасностях, связанных с воздействием микроклимата. При наличии таких опасностей работодателям следует оценить уровни профессиональных рисков и принять меры по их исключению или снижению.

Ведомство призывает работодателей обеспечить благоприятный температурный режим, например, за счет кондиционирования. Также следует предоставлять сотрудникам возможность делать перерывы в работе, предусмотреть места для отдыха и обеспечить наличие в рабочих помещениях чистой питьевой воды. Должна быть доступна для использования и аптечка с необходимыми лекарствами.

Наряду с рекомендациями Роструд напоминает о действующих Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. № 81. Ими предусмотрена продолжительность рабочего времени при отклонении температуры воздуха от нормы. Так, восьмичасовой рабочий день на работах, не связанных с физическими нагрузками и постоянными перемещениями, сохраняется при температуре воздуха в рабочем помещении не более 28°С. При повышении температуры рекомендуется сокращать рабочий день:

на один час — если температура достигла 28,5°С;

на два часа — при повышении температуры до 29°С;

на четыре часа — при температуре 30,5°С.

Что касается работников, выполняющих работы, связанные с постоянным перемещением (ходьбой), умеренными и значительными физическими нагрузками, перемещением тяжестей, то продолжительность их рабочего дня подлежит сокращению при достижении более низких значений температуры — 26,5-27,5 градусов.

ПФР о двух трудовых книжках у одного работника.

Официальный сайт ПФР.

ПФР не возражает против наличия у работников нескольких трудовых книжека официальном сайте ПФР дана правовая оценка ситуации, когда человек, помимо основного места работы, занимает должность по совместительству, но не сообщает об этом работодателю по основному месту работы. По мнению специалистов ПФР, в таком случае на работе по совместительству можно завести вторую трудовую книжку. «Российское законодательство не ограничивает граждан в количестве трудовых книжек», — отмечается в сообщении. В Фонде у работника будет учитываться период работы и по основному месту, и по совместительству при наличии отчислений в ПФР со стороны работодателей.

Следует, однако, обратить внимание, что с точки зрения трудового законодательства возникновение описанной в вопросе ситуации невозможно. В силу ст. 66 Трудового кодекса работодатель ведет трудовую книжку работника только в том случае, если работа у данного работодателя является для работника основной. Сведения же о работе по совместительству по желанию работника вносятся в его трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Иными словами, даже если работник обратится к работодателю по совместительству с просьбой завести ему трудовую книжку, тот не сможет эту просьбу исполнить. На практике действительно бывают ситуации, когда работники пытаются схитрить, и в результате у них появляется несколько трудовых книжек. Возникает такая ситуация в результате того, что работники трудоустраиваются по нескольким местам работы как по основным, не информируя работодателей о наличии у них другой работы. В таком случае каждый из работодателей действительно оформит работнику отдельную трудовую книжку.


ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ЧИНОВНИКИ И ЗАКОНОДАТЕЛИ

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты о переходе к электронным трудовым книжкам.

Первый законопроект предлагает установить возможность ведения сведений о трудовой деятельности в электронном виде. Такие сведения будут являться основной информацией о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, включающей сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора. Эта информация будет представляться работодателями в информационную систему ПФР. Работник сможет получать сведения о трудовой деятельности на бумажном носителе или в электронной форме: у работодателя по последнему месту работы, в МФЦ, в ПФР и на портале госуслуг.

Вторым законопроектом предлагается с 1 января 2020 года ввести для работодателя обязанность представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности застрахованных лиц.

Третьим законопроектом предлагается внести изменения в КоАП, в соответствии с которыми должностные лица работодателя будут привлекаться к административной ответственности в виде предупреждения за неоднократное нарушение сроков представления необходимых сведений либо представление неполных или недостоверных сведений. При этом под неоднократным нарушением будет пониматься совершение работодателем таких действий два и более раза в течение года.

Эксперимент по переводу всех кадровых документов в электронный вид планируется запустить в 2020 году.

Законопроект планируется внести в Правительство к сентябрю 2019 г.

Внедрение электронного кадрового документооборота начнется в 2020 году через включение отдельных предприятий.

Внесен законопроект об электронных трудовых договорах, а также о юридически значимых уведомлениях в электронном виде.

Проект Федерального закона N 736455-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Согласно предложенным изменениям в ст. 62 ТК РФ трудовой договор будет считаться заключенным, в том числе в случае обмена сторонами с использованием электронных либо иных технических средств документами или иной информацией, которые содержат согласованные сторонами условия трудового договора, отвечающие требованиям, предъявляемым ТК РФ к трудовым договорам.

Кроме того, ТК РФ предлагается дополнить новыми статьями 15.1 — 15.3, в которых будут содержаться положения о форме юридически значимых сообщений, порядке их направления, определении момента, с которого сообщения влекут юридически значимые последствия и др.

В целях защиты прав работника как слабой стороны трудового договора предлагается закрепить за ним право на отказ от обмена юридически значимыми сообщениями с помощью электронных и иных технических средств. Такое право будет сохраняться за работником в течение действия трудового договора, а его реализация не будет влиять на действительность остальных положений трудового договора.

Планируется увеличить штрафы за нарушения при обработке персональных данных.

Проект Федерального закона N 729516-7. https://sozd.duma.gov.ru/bill/729516-7

Депутаты предложили ужесточить штрафы за невыполнение обязанности по хранению персональных данных на территории РФ. Проект об этом внесен 13 июня на рассмотрение Госдумы.

Сейчас, например, за подобное нарушение юрлица отвечают по ст. 19.7 КоАП РФ как за непредставление информации. Штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб. По мнению разработчиков, такое наказание явно не эффективно. Поэтому предлагается выделить нарушение в отдельный состав и установить штрафы:

от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для граждан (за повторное нарушение от 50 тыс. до 100 тыс. руб.);

от 200 тыс. до 500 тыс. руб. для должностных лиц (за повторное нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб.);

от 2 млн до 6 млн руб. для юрлиц (за повторное нарушение от 6 млн до 18 млн руб.).

Отметим, что предприниматели, ведущие бизнес без образования юрлица, будут нести ответственность как компании.

Планируется уточнить список работ и профессий, при которых необходимы обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Проект Приказа Минздрава России «Об унифицированной форме медицинской документации и порядке учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек».

Выдача книжек производится медицинскими организациями, осуществляющими предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, проведенные в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Проект актуализирует перечень категорий работников, подлежащих медицинским осмотрам (обследованиям), данные о прохождении медицинских осмотров которых подлежат внесению в личные медицинские книжки, в числе которых работники:

— организаций пищевой промышленности, молочных и раздаточных пунктов, баз и

складов продовольственных товаров, имеющие контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки на всех видах транспорта, реализации, а также при проведении санитарной обработки и ремонте инвентаря, оборудования;

— организаций общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков, в том числе на транспорте;

— образовательных организаций всех типов и видов, а также детских организаций, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т.п.);

— детских и подростковых сезонных оздоровительных организаций;

— дошкольных образовательных организаций, домов ребенка, организаций

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организаций интернатного типа, оздоровительных образовательных организаций, в том числе санаторного типа, детских санаториев, круглогодичных лагерей отдыха, а также организаций социального обслуживания, осуществляющих предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания, в форме социального обслуживания на дому;

— организаций бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских);

— бассейнов и водолечебниц;

— гостиниц, общежитий, пассажирских вагонов (проводники), стюардессы;

— организаций медицинской промышленности и аптечной сети, связанных с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств;

— водопроводных сооружений, связанных с подготовкой воды и обслуживанием водопроводных сетей;

— организаций по переработке молока и изготовлению молочных продуктов.


РАСЧЕТ ЗАРПЛАТЫ

НДФЛ

ФНС разъяснила, какие действия предпринять налоговому агенту при обнаружении неудержанного НДФЛ за прошлые периоды.

Письмо ФНС России от 24.04.2019 N БС-3-11/4119@.

В письме ФНС дает ответ что предпринять налоговому агенту, если он в текущем периоде обнаружил факт неудержания НДФЛ за прошлые периоды.

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить об этом налогоплательщику и налоговому органу.

При этом чиновники разъяснили, что в случае, если организация — налоговый агент имела возможность удержать НДФЛ при выплате работнику дохода в течение года, но не сделала этого, положения пункта 5 статьи 226 НДФЛ не применяется.

То есть организация после нахождения данной ошибки обязана удержать НДФЛ при выплате текущих доходов в денежной форме и перечислить соответствующую сумму налога в бюджет.

Также необходимо представить уточненный расчет по форме 6-НДФЛ и корректирующую справку по форме 2-НДФЛ за период, в котором была допущена ошибка.

Следует добавить, что согласно ст. 81 НК РФ организация освобождается от штрафа по ст. 123 НК РФ, если уплатит сумму налога и соответствующие ей пени, подаст уточненные 6-НДФЛ и 2-НДФЛ до того, когда узнает об обнаружении налоговым органом данной ошибки.

Минфин разъяснил, надо ли удерживать НДФЛ с вознаграждения по трудовому договору о дистанционной работе за пределами РФ.

Письмо Минфина России от 08.05.2019 N 03-04-05/33559.

Согласно п.2 ст. 209 НК РФ налогом на доходы физлиц облагается доход:

· от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;

· от источников в РФ — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

При этом в подпункте 6 пункта 3 статьи 208 НК РФ определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Следовательно, если трудовой договор о дистанционной работе предусматривает определение места работы сотрудника как место нахождения его рабочего места в иностранном государстве, то вознаграждение за работу по такому договору относится к доходам от источников за пределами РФ.

Соответственно, если дистанционный работник, которые трудится за границей, признается налоговым резидентом, то его доход облагается НДФЛ. При этом исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производит сам работник по завершении налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Если же работник, который трудится за границей, не является налоговым резидентом РФ, то его доход не будет облагаться НДФЛ в РФ.

Расширен перечень доходов, которые не облагаются НДФЛ с 2019 года.

Портал ФНС https://www.nalog.ru/rn32/news/activities_fts/8861565/

На портале ФНС опубликована информация о дополнительных доходах, которые не облагаются НДФЛ с 2019 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ.

Теперь к таким доходам относятся:

· денежные компенсации, которые предоставляются взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если они установлены законодательством РФ и ее субъектов;

· выплаты налогоплательщикам, которые подверглись воздействию радиации;

· доходы, полученные в денежной или натуральной форме в связи с рождением ребенка;

· доходы, полученные инвалидами и детьми-инвалидами в соответствии с законодательством о соцзащите, а также оплата дополнительных выходных дней родителей, опекунов и попечителей, которые ухаживают за детьми-инвалидами;

· доходы в денежной или натуральной форме, полученные отдельными категориями граждан в рамках социальной помощи в соответствии с законодательными актами РФ и ее субъектов;

· ежегодные денежные выплаты «Почетным донорам».

Федеральный закон от 17.06.2019 № 147-ФЗ также предусматривает расширение с 2020 года перечня доходов, не облагаемых НДФЛ.

Перечисление НДФЛ. Заполнение поля «107» в платежных документах.

Письмо Минфина России от 11.06.2019 N 21-08-11/42596.

В соответствии Правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 12.11.13 N 107, в поле «107» платежа указывается значение показателя налогового периода.

Показатель имеет 10 знаков. Первый и второй — периодичность внесения налоговых платежей (МС — месячные, КВ — квартальные, ПЛ — полугодовые, ГД — годовые). Четвертый и пятый — номер месяца текущего отчетного года (номер квартала или номер полугодия). Третий и шестой — точки. Седьмой и десятый — год.

Чиновники отмечают, что, если налоговым законодательством предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то формируются отдельные платежные документы с разными показателями налогового периода. Так при заполнении платежного поручения на перечисление НДФЛ с зарплаты работников в графе «107» нужно указывать месяц, за который она начислена. Например, при уплате налога с зарплаты за июнь 2019 г. в реквизите «107» указывается «МС.06.2019».

В случае перечисления сумм за прошлые налоговые периоды, в реквизите указывается период, за который производится доплата.


ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

При увольнении до окончания учетного периода работнику необходимо оплатить сверхурочную работу.

Письмо Минтруда России от 21.05.2019 N 14-2/ООГ-3606.

В письме Минтруд высказал свою позицию по вопросу расчета и оплаты сверхурочной работы в случаях, когда работник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, увольняется до окончания учетного периода.

Чиновники отметили, что работник с суммированным учетом рабочего времени, который увольняется до истечения учетного периода, имеет право на повышенную оплату сверхурочной работы, как и другие работники. При увольнении такого работника необходимо правильно определить количество часов сверхурочной работы.

Для этого сначала рассчитывается нормальная продолжительность рабочего времени в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 13 августа 2009 г. № 588н за фактически отработанную часть учетного периода. Затем следует сравнить ее с количеством фактически отработанных в эту часть часов. Часы, превышающие нормальную продолжительность рабочего времени, будут являться сверхурочными и подлежат повышенной оплате в соответствии со ст. 152 ТК РФ: за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере.

Разъяснения, размещенные на сайте «Онлайнинспекция.рф», носят рекомендательный характер.

Письмо Роструда от 11.06.2019 N ПГ/13385-6-1.

К пилотному проекту по ФСС с 1 июля присоединяются 9 регионов.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2018 N 1459

С 1 июля к пилотному проекту по прямым выплатам пособий через ФСС присоединяются 9 регионов: Забайкальский край, Архангельская, Воронежская, Ивановская, Мурманская, Пензенская, Рязанская, Сахалинская и Тульская области.


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Работодатель вправе выплатить декретные женщине, которая трудилась у него совместителем менее двух лет.

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2019 N 309-ЭС19-9421 по делу N А50-19959/2018.

Рассматривалась ситуация, когда сотрудница на дату ухода в отпуск по беременности и родам в 2016 г. работала у нескольких страхователей, а в предыдущие два года трудилась у этих же и у других работодателей. При этом в организации по основному месту работы она трудилась весь расчетный период (2014 и 2015 гг.), а по совместительству у ИП — с 31 июля 2015 года. Ей было выплачено два пособия по основному месту работы (без учета доходов по совместительству у ИП) и по совместительству у ИП (с учетом доходов только у ИП).

ФСС не принял к зачету расходы ИП. По мнению контролеров, сотрудница, претендующая на получение пособия у нескольких страхователей, должна отработать у этих же страхователей не менее двух полных календарных лет. В данном случае женщина трудилась у ИП по совместительству менее двух лет. Значит, она не имела права на получение декретного пособия по всем местам работы. В такой ситуации, по мнению сотрудников ФСС, ей следовало обратиться за выплатой только по одному из мест, в которых она трудилась на момент наступления страхового случая, а именно — по основному месту работы.

Суды всех инстанций, включая Верховный суд РФ, не поддержали позицию ФСС.

Судьи пришли к следующему выводу: Выплата пособия предпринимателем, у которого женщина перед уходом в декретный отпуск отработала по совместительству меньше двух лет, не противоречит действующему законодательству. И при этом соблюдается принцип формирования страхового обеспечения, поскольку в полном объеме учитывается заработок, полученный застрахованным лицом по всем местам работы в течение расчетного периода.


ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ

С 1 июля 2019 года на онлайн-ККТ должны перейти некоторые категории налогоплательщиков в сфере общепита, розницы и бытовых услуг.

Информация ФНС России от 01.07.2019

ФНС России сообщает, какие категории налогоплательщиков обязаны с 1 июля 2019 года перейти на применение онлайн-касс (ККТ с онлайн-передачей данных в налоговые органы), а именно:

ИП без наемных работников, торгующие через вендинговые автоматы;

ИП без наемных работников на ЕНВД и ПСН, которые занимаются розничной торговлей;

организации без наемных работников на ОСН и УСН в сфере общепита;

организации и ИП с наемными работниками на ЕНВД, оказывающие бытовые, ветеринарные услуги, услуги стоянок, услуги по ремонту, услуги по передаче во временное владение и др.;

ИП на ПСН с наемными работниками, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, услуги ремонта машин, компьютеров и техобслуживания, перевозки пассажиров, проката, производства молочной продукции и др.;

организации и ИП при продаже в салоне транспортного средства билетов на проезд (можно использовать «облачные кассы» с демонстрацией QR-кода на любом компьютерном устройстве без выдачи бумажного чека).

С этой даты также заканчивается действие отсрочки, позволяющей не применять ККТ при зачете и возврате аванса.

7 июня вступил в силу закон, который расширяет число льгот, а также случаев использования удаленных касс.

ФЗ N129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 06.06.2019.

Так, ККТ не нужна, когда:

— ИП без сотрудников продает товары собственного производства, выполняет работы или оказывает услуги (освобождение временное, до июля 2021 года);

— в розницу продаются бахилы (в том числе через автоматы);

— ИП сдает в наем жилые помещения вместе с машино-местами в МКД;

— ТСЖ или ЖСК принимает от физлиц по безналу (кроме случая, когда клиент предъявил банковскую карту) деньги за коммуналку или за услуги, оказанные участникам этой организации;

— организации оказывают услуги в сфере образования, культуры, спорта и получают от физлиц оплату по безналу (кроме случая, когда клиент предъявил банковскую карту);

— ИП продает билеты в государственный или муниципальный театр с рук или с лотка без использования сетей связи.

С июля закончилось действие отсрочки, позволяющей не применять кассу при зачете и возврате аванса.

Федеральный закон от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По новым правилам, если аванс вносит физлицо, продавцу нужно учесть два нюанса:

— при зачете или возврате полной предоплаты, которую покупатель вносил не в вашем офисе или магазине, можно отправить ему электронный чек и не печатать бумажный;

— по ряду сделок, например, перевозке, услугам связи, услугам в сфере культурно-массовых мероприятий, зачеты авансов за расчетный период можно включить в один чек. То же самое можно сделать с возвратами авансов. Такой чек отправляется в налоговую и не передается клиенту. Перечень сделок недавно расширили, а также разрешили пробивать чек не позднее 10 календарных дней (а не первого рабочего дня, как раньше) после окончания расчетного периода.

При поступлении денежных средств за услуги ЖКХ должен быть сформирован кассовый чек с указанием признака способа расчета.

Письмо ФНС России от 21.06.2019 N ЕД-4-20/12093@.

Особенности применения ККТ при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлены пунктом 5.10 статьи 1.2 Закона о ККТ. В частности, указано, что обязанность по применению ККТ, в том числе по формированию кассового чека и передаче всех фискальных данных в налоговые органы исполняется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет.

Сообщается, что в сформированном кассовом чеке должен указываться соответствующий признак способа расчета.

В случае применения ККТ с оформлением кассового чека с признаком способа расчета «АВАНС», «ПРЕДОПЛАТА» или «ПРЕДОПЛАТА 100%» пользователи вправе при осуществлении зачета предварительной оплаты и (или) авансов сформировать один кассовый чек, содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за период, не превышающий календарного месяца.

ФНС России сообщает также, что под категорией «коммунальные услуги» следует понимать широкий спектр услуг, оказываемых в сфере ЖКХ: водо-, тепло-, газоснабжение, водоотведение, снабжение электрической энергией, вывоз ТБО и др.

Кроме того, отмечено, что перерасчеты, в результате которых не осуществляется внесение денежных средств потребителем, не требуют применения ККТ и оформления кассового чека.

ФНС России приведены требования к реквизитам чеков ККТ при продаже комиссионером собственных и комиссионных товаров.

Письмо ФНС России от 27.06.2019 N ЕД-4-20/12565@.

В методических указаниях рассмотрена ситуация, когда продавец на общей системе налогообложения продает клиенту (физическому лицу) собственный товар, а также комиссионный товар комитента, применяющего УСН.

Приведен пример использования ККТ реализации комиссионером как собственных товаров, так и товаров комитента. В частности, при продаже комиссионных товаров в чеке должен присутствовать тэг 1222 «Признак агента по предмету расчета» — комиссионер. В тэге 1224/1225 рекомендовано указывать наименование комитента (поставщика).

Сообщено также, что методические указания по формированию фискальных документов размещены на сайте ФНС России https://kkt-online.nalog.ru в разделе «Методические указания».


БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

НДС

С 1 июля меняются правила вычетов НДС при «экспорте» услуг.

Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ.

С 1 июля 2019 года суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для оказания услуг (выполнения работ), местом реализации которых территория РФ не признается, можно будет принять к вычету. Однако это правило не будет распространяться на услуги, освобожденные от налогообложения на основании ст. 149 Налогового кодекса. По таким услугам входной НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг).

Кроме того, уточнен порядок расчета пропорции облагаемых и не облагаемых НДС операций для вычета «входного» налога. В частности, для этих целей к операциям, подлежащим налогообложению, отнесены операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со ст. 148 НК РФ не признается территория РФ (за исключением операций, предусмотренных ст. 149 НК РФ).

Отметим, что указанные поправки ни в коей мере не означают, что работы (услуги), реализуемые за пределами РФ, теперь облагаются налогом. Они только дают возможность учесть входящий НДС по приобретениям, используемым для их оказания.

Иностранная компания не платит НДС при передаче прав по лицензионному договору в электронной форме.

Письмо Минфина России от 19.06.2019 N 03-07-08/44653.

Минфин разъяснил: обязанность по уплате налога не возникает, если иностранная компания в электронной форме оказывает услуги, поименованные в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Речь идет об операциях по передаче:

— исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау);

— прав на использование данных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Внутренние воздушные перевозки в обход Москвы и Московской области облагаются НДС по ставке 0 процентов.

Федеральный закон от 06.06.2019 N 123-ФЗ.

Соответствующее дополнение внесено в пункт 1 статьи 164 НК РФ.

Льготная ставка применяется к услугам по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, назначения, а также все промежуточные пункты маршрута расположены вне территории Москвы и Московской области.

Законом предусмотрены документы, обосновывающие право на применение налоговой ставки НДС в размере 0 процентов при реализации указанных услуг.

Правительством РФ утвержден перечень услуг, оказываемых в аэропортах РФ, облагаемых НДС по ставке 0 процентов.

Постановление Правительства РФ от 10.06.2019 N 749.

С 1 июля 2019 года изменяется порядок применения НДС в отношении услуг, оказываемых в аэропортах РФ.

До этой даты применяется норма подпункта 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ, предусматривающая освобождение от НДС услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ и перечень соответствующих услуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2018 N 588.

Данный перечень утратит силу, поскольку с 1 июля 2019 года вступит в силу подпункт 2.12 пункта 1 статьи 164 НК РФ, предусматривающий налогообложение НДС по ставке 0 процентов услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах РФ, по перечню, утвержденному Правительством РФ.

В целях реализации данных положений Правительством РФ утвержден новый перечень. Согласно принятому постановлению соответствующие услуги должны быть предусмотрены договорами между организациями, оказывающими услуги по обслуживанию (или их агентами), и перевозчиками (или их агентами).

ФНС России рассказала, как подтвердить право на освобождение от НДС при продаже билетов на развлекательные мероприятия с использованием ККТ.

Письмо ФНС России от 20.06.2019 № СД-4-3/11865@.

Дело в том, что налоговым законодательством продажа входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, освобождается от НДС (подп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса).

С 1 июля вводится обязательное применение ККТ для таких организаций при наличной оплате услуг или при безналичной, но при предъявлении электронного средства платежа (п. 1, 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее — Закон № 54-ФЗ). При безналичном расчете кассовая техника не применяется (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Минкультуры России были разработаны бланки строгой отчетности, применяющиеся при продаже билетов и абонементов на посещение культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий (приказ Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. № 257, далее — Приказ Минкультуры России). Они применяются в случае осуществления наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.

В связи с этим, как разъясняет налоговое ведомство, применять освобождение вправе организации и предприниматели, если они:

· выдают билет в виде бланка строгой отчетности, сформированный в порядке, предусмотренном Законом № 54-ФЗ;

· одновременно выдают билет по форме, установленной Приказом Минкультуры России, и кассовый чек (бланк строгой отчетности), сформированный в порядке, предусмотренном Законом № 54-ФЗ.

При безналичных расчетах (за исключением случаев, когда предъявляется электронное средство платежа) налогоплательщик может воспользоваться льготой при выдаче билета в виде бланка строгой отчетности, сформированного в порядке, предусмотренном Законом № 54-ФЗ или же при формировании билета по форме, установленной Приказом Минкультуры России. Ведь, как пояснила ФНС России, положения Закона № 54-ФЗ не содержат запрета на выдачу кассового чека или бланка строгой отчетности, в порядке, предусмотренном указанным законом, в случае осуществления безналичных расчетов между организациями и предпринимателями.


ИМУЩЕСТВО

Единая отчетность по неторговой недвижимости в разных местах региона: ФНС раскрыла нюанс заполнения.

Письмо ФНС России от 24.05.2019 N БС-4-21/9840@.

Если вы сдаете единую отчетность по налогу на имущество, то учтите такой нюанс. В ней надо указывать ОКТМО муниципалитета, подведомственного налоговой инспекции, в которую вы направляете отчетность.

Налоговая служба разъяснила порядок предоставления деклараций по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам в случае закрытия обособленного подразделения организации и (или) выбытия объектов налогообложения.

Письмо ФНС России от 16 мая 2019 г. № БС-4-21/9108.

По общему правилу организация обязана ежегодно представлять в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортного средства налоговую декларацию (п. 1 ст. 360, п. 1 ст. 363.1 Налогового кодекса). Если же транспорт зарегистрирован в обособленном подразделении, то и отчитываться по нему организация должна в ту инспекцию, где само подразделение стоит на учете (п. 5 ст. 83 НК РФ). В случае закрытия обособленного подразделения все сведения, связанные с его деятельностью, направляются в инспекцию, где стоит на учете головная организация.

Поэтому если до снятия с учета подразделения налоговая декларация уже была составлена и направлена в инспекцию, то сдавать повторно ее не нужно. Если же декларация представлена не была, то представить ее за последний налоговый период деятельности обособленного подразделения следует по месту нахождения организации. При этом код ОКТМО следует указать по месту нахождения закрытого обособленного подразделения.

Налоговики также пояснили и порядок предоставления деклараций по налогу на имущество организаций и земельному налогу в случае выбытия объекта учета.

Так, если в налоговую инспекцию по месту постановки на учет имущества или земли поступила информация, что права на объект прекращены, а обособленное подразделение снято с учета в качестве плательщика соответствующих налогов, то она передает сведения в налоговый орган по местонахождению организации.

А значит, если у налогоплательщика имеются обязательства по исчислению имущественного и земельного налогов, то налоговая отчетность по соответствующим налогам предоставляется по местонахождению организации с указанием ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения до его выбытия.

Напомним, что предоставлять отчетность по налогу на имущество организация должна по истечение каждого отчетного и налогового периода (п. 1 ст. 286 НК РФ), а по земельному налогу ежегодно (ст. 398 НК РФ).

Публичный сервитут: что необходимо учесть при определении платы.

Приказ Минэкономразвития России от 04.06.2019 N 321.

Минэкономразвития России подготовлены методические рекомендации в целях обеспечения правовых гарантий обладателей публичного сервитута и правообладателей соответствующих земельных участков.

При определении платы за публичный сервитут рекомендуется исходить из того, что такая плата представляет собой разницу между рыночной стоимостью земельного участка (находящегося в частной собственности) либо рыночной стоимостью прав на земельный участок (в отношении участка, предоставленного гражданину или юрлицу, находящегося в государственной или муниципальной собственности), до установления публичного сервитута и после его установления.

В рекомендациях обращено внимание, в частности, на особенности определения рыночной стоимости прав на земельный участок в зависимости от субъектного состава правообладателей.

Разъяснены особенности исчисления авансовых платежей по налогу на имущество в случае изменения кадастровой стоимости объекта.

Письмо ФНС России от 29.05.2019 N БС-4-21/10389@.

Согласно подпункту 1 пункта 12 статьи 378.2 НК РФ авансовый платеж по налогу на имущество рассчитывается как 1/4 кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на налоговую ставку.

В данный порядок исчисления авансовых платежей Федеральным законом от 15 апреля 2019 года N 63-ФЗ внесены изменения, из которых следует, что при исчислении суммы авансового платежа может применяться кадастровая стоимость, отличная от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года соответствующего налогового периода.

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.

В этой связи сообщается, что до вступления в силу указанных изменений правовые основания для применения кадастровой стоимости объекта налогообложения, измененной в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, при исчислении авансовых платежей по налогу отсутствуют.

Пониженные налоговые ставки по земельному налогу применяются к земельным участкам, которые используются для удовлетворения личных потребностей, а не в коммерческих целях.

Письмо ФНС России от 10.06.2019 N БС-4-21/11156@, Письмо Минфина России от 06.06.2019 N 03-05-04-02/41500.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, установлена пониженная налоговая ставка по земельному налогу в размере не выше 0,3 процента кадастровой стоимости.

Сообщается, что в случае использования указанных земельных участков в коммерческой деятельности подлежат применению налоговые ставки, устанавливаемые для прочих земельных участков в пределах до 1,5 процентов кадастровой стоимости (данный вывод подтверждается судебной практикой). Кроме того, соответствующие уточнения в статью 394 НК РФ внесены Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ, которые вступят в силу с 1 января 2020 года.

До вступления в силу указанных изменений, при решении вопроса о размере налоговой ставки, ФНС России рекомендует налоговым органам руководствоваться складывающейся судебной практикой.

НК РФ не предусмотрено право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дифференцированные сроки уплаты налога на имущество организаций и земельного налога.

Письмо ФНС России от 10.06.2019 N БС-4-21/11153@.

При установлении указанных налогов законодательные (представительные) органы субъектов РФ, представительные органы муниципальных образований определяют сроки уплаты налогов налогоплательщиками-организациями, а также вправе не устанавливать для них отчетные периоды по этим налогам.

Определять дифференцированные сроки уплаты таких налогов в зависимости от категории налогоплательщика-организации неправомерно.

В этой связи сообщается, что признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. Вместе с тем орган, принявший такой акт, вправе отменить его или внести в него необходимые изменения.


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Плата за интеллектуальные права иностранцам: когда российская компания признается налоговым агентом по налогу на прибыль.

Письмо ФНС России от 10 июня 2019 г. № СД-3-3/5647@, письмо ФНС России от 11 июня 2014 г. № ГД-4-3/11305.

По общему правилу плательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства (ст. 246 Налогового кодекса). К таким представительствам относятся и зависимые агенты, т. е. лица, которые на основании договорных отношений с иностранной компанией представляют ее интересы в России, действуют от ее имени, имеют и регулярно используют полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК РФ). Именно такие представительства и уплачивают налоги в случае получения дохода на территории России.

При этом если интересы иностранных организаций представляют российские юрлица и физлица на основании выданных им доверенностей исключительно в рамках юридических действий по вопросам, относящимся к защите прав на объекты интеллектуальной собственности/прав на товарный знак в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве, и не заключают от имени иностранной организации контрактов с контрагентами, не согласовывают их существенных условий, то представителями в налоговом понимании они не являются, а значит не уплачивают налог на прибыль от лица иностранной компании.

В этом случае налог с доходов, получаемых иностранными фирмами, удерживают и перечисляют в бюджет российские покупатели при каждой выплате доходов (п. 1 ст. 310 НК РФ). Кроме того, последние представляют в инспекцию по месту постановки на учет информацию о выплаченных иностранцам суммах и удержанных налогов за прошедший отчетный период (п. 4 ст. 310 НК РФ). Информация предоставляется в виде утвержденного налогового расчета (приказ ФНС России от 2 марта 2016 г. № ММВ-7-3/115@). От такой обязанности не освобождаются и те, кто применяет УСН (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). А вот ИП, выплачивающие доходы иностранным организациям, рассчитывать и удерживать налог, а также предоставлять такой расчет не обязаны (письмо ФНС России от 11 июня 2014 г. № ГД-4-3/11305).

Однако не стоит забывать и про действие международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения. Ведь устанавливаемые ими нормы являются приоритетными по сравнению с нормами НК РФ (ст. 7 НК РФ). Так, например, в соответствии с договором между Россией и США, доходы облагаются налогом в том государстве, где фактически находится их получатель (Договор об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17 июня 1992 г.). Аналогичные договоры заключены с Великобританией и Финляндией.

А значит, как подчеркивает налоговое ведомство, при выплате доходов иностранной компании без постоянного представительства российские организации не являются налоговыми агентами только в случае наличия соответствующих международных норм.

Реквизиты, которые должны быть в чеках и БСО с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 192-ФЗ.

С 1 июля 2019 года кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные при осуществлении расчетов с использованием наличных денежных средств денег или банковских карт, в дополнение к прежним должны содержать новые реквизиты (п. 1 ст. 4.7 ФЗ):

· наименование покупателя / клиента;

· ИНН покупателя / клиента;

· сведения о стране происхождения товара — при осуществлении расчетов за товар;

· сумма акциза — при продаже подакцизных товаров;

· регистрационный номер таможенной декларации — при осуществлении расчетов за товар, ввезенный продавцом из-за пределов РФ.

Если в приложенных к авансовому отчету документах об оплате будет не хватать обязательных реквизитов, окончательное решение о возмещении расходов — за руководителем организации. Руководитель должен дать письменное указание принять документы к учету. При проверке возможны споры с контролирующими органами.

Скорректирован порядок бухгалтерского учета в НФО

Указание Банка России от 22.05.2019 N 5149-У, Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2019 N 54943.

Внесены уточнения в порядок учета, в частности: финансовых инструментов; операций по выдаче (размещению) денежных средств по договорам займа (банковского вклада); операций по привлечению денежных средств по договорам займа (кредитным договорам), по выпуску и погашению облигаций и векселей.

Поправки коснулись также требований к отражению в бухгалтерском учете некоторых объектов учета (запасов, ОС, НМА, доходов, расходов и прочего совокупного дохода).

Указание вступает в силу с 1 января 2020 года.


БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

С 1 июня вступили в силу изменения в бухгалтерской отчетности и внесены корректировки в отчет о финансовых результатах.

Приказ Минфина России от 19 апреля 2019 г. № 61н.

Внесение поправок связано с изменениями, внесенными в ПБУ 18/02 и Закон о бухгалтерском учете.

Так, во всех формах отчетности ОКВЭД заменен на ОКВЭД 2, а также исключено положение о заполнении отчетности в млн. рублей (теперь все показатели отчетности указываются только в тыс. рублей).

В форме бухгалтерского баланса появилась строка, в которой необходимо указывать, подлежит ли отчетность обязательному аудиту.

В Отчет о финансовых результатах внесены следующие поправки:

строка 2410 «Текущий налог на прибыль» переименована в «Налог на прибыль»;

исключены строки 2421, 2430, 2450, посвященные налоговым обязательствам (активам);

включены строки: 2411 — «Текущий налог на прибыль», 2412 — «Отложенный налог на прибыль», 2530 — «Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода».

Изменения, касающиеся Отчета о финансовых результатах, применяются с отчетности за 2020 год. При этом установлено, что организации вправе принять решение о досрочном применении новых положений.


ПРОЧЕЕ

Новая редакция КоАП РФ в части ответственности за грубое нарушение бухгалтерского учета.

Федеральный закон от 29.05.2019 N 113-ФЗ.

9 июня начала действовать новая редакция КоАП РФ в части ответственности за грубое нарушение бухучета. Новшеством станут условия, при которых бухгалтеров или тех, с кем заключен договор на ведение учета, не будут штрафовать.

Речь идет о ситуациях, когда искажения допущены по любой из этих причин:

— первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;

— первичные документы не переданы или переданы с опозданием.

Обращаем внимание, что как закон, отменяющий ответственность, поправки имеют обратную силу, т.е. если к 9 июня постановление о назначении административного наказания не исполнено, то штрафа не будет.

Отменено лицензирование деятельности по изготовлению аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на любых носителях.

Федеральный закон от 17.06.2019 N 148-ФЗ.

Предусматривается, что лицензии, выданные до дня вступления настоящего Федерального закона в силу, прекращают свое действие.

Расширен перечень иностранных работников, освобожденных от необходимости получать в РФ разрешение на работу или патент.

Федеральный закон от 17.06.2019 N 144-ФЗ.

Речь идет о лицах, прибывших в РФ не более чем на 30 суток:

— по приглашению для осуществления в интересах государственных учреждений культуры и искусства творческой, просветительской, научно-исследовательской или педагогической деятельности;

— с гостевым визитом либо для осуществления научных или культурных связей и контактов и привлекаемых помимо этого государственными учреждениями культуры и искусства для осуществления вышеуказанной, а также гастрольной деятельности.

Государственные учреждения культуры и искусства также освобождены от необходимости получать разрешения на привлечение и использование таких работников.

В КоАП РФ включены новые составы административных правонарушений в области охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 17.06.2019 N 141-ФЗ.

Федеральным законом, в числе прочего, в КоАП РФ вводятся следующие составы административных правонарушений:

· нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ за предыдущий календарный год;

· неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров;

• несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, при обращении с веществами, разрушающими озоновой слой, при обращении с отходами животноводства, при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов;

• несоблюдение требований при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании, размещении отходов производства и потребления;

• неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган;

• превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления;

• неисполнение обязанностей по отнесению отходов производства и потребления I — V классов опасности к конкретному классу опасности или составлению паспортов отходов I — IV классов опасности;

• неисполнение обязанностей по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду;

• неисполнение обязанности по проведению контроля за состоянием объекта размещения отходов производства и потребления и его воздействием на окружающую среду или проведение работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации объекта размещения отходов производства и потребления;

• применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Ответственность установлена за неуплату в срок сбора по группам товаров, группам упаковки товаров. Его уплачивают производители, импортеры, которые не утилизируют самостоятельно отходы от использования товаров. Размер штрафа:

— для должностных лиц — от 5 тыс. до 7 тыс. руб.;

— ИП — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 250 тыс. руб.;

— юрлиц — трехкратный размер неуплаченной суммы сбора, но не менее 500 тыс. руб.

Сделки по уступке прав теперь не признаются контролируемыми.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 125-ФЗ.

Изменения относятся только к сделкам, осуществляемым в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банком России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или иных установленных законодательством случаев (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В статье, посвященной сделкам между взаимозависимыми лицами, установлено, что цены в сделках по уступке прав в вышеуказанных случаях признаются рыночными (п. 11.1 ст. 105.3 НК РФ). Если в сделках с взаимозависимыми лицами будет установлено, что цены были не рыночными и повлекли занижение налогов или завышение убытков, то налогоплательщик может самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. При этом к уточненной налоговой декларации необходимо приложить пояснения, содержащие сведения о корректируемых сделках (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Кроме того, теперь сделки по уступке прав не относятся к контролируемым, вне зависимости от того, были ли выполнены условия признания их таковыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Это значит, что теперь организациям не придется уведомлять о них налоговые органы, а также предоставлять в налоговые органы документацию по ним на проверку.

Вышеуказанные положения вступили в силу 7 июня 2019 года, однако распространяются они на сделки, доходы и расходы по которым учитываются для расчета налога на прибыль с 1 января 2018 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Подписаны поправки к НК РФ в части налогообложения прибыли банков и передачи сведений об участниках международной группы компаний.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 125-ФЗ.

Поправки к НК РФ регулируют вопросы налогообложения прибыли:

— при уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в рамках реализации плана участия ЦБ РФ в предупреждении банкротства банка либо прав (требований) к исполнителям гособоронзаказа в соответствии с актом Правительства РФ;

— при прекращении по решению Правительства РФ денежных обязательств исполнителей гособоронзаказа перед уполномоченными банками

Также уточнен порядок передачи иностранным компетентным органам в рамках автоматического обмена страновыми отчетами сведений о стратегических предприятиях — участниках международной группы компаний. Поправки наделяют правом давать предварительное согласие на передачу указанных сведений госкорпорацию, осуществляющую полномочия собственника в отношении имущества таких участников.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


СПЕЦРЕЖИМЫ

Утрата статуса ИП влечет необходимость пересчета суммы налога, уплачиваемого при применении ПСН.

Письмо ФНС России от 17.05.2019 N СД-4-3/9272@ «О направлении письма Минфина России от 01.03.2019 N 03-11-09/13546».

Согласно НК РФ ИП обязан уведомить налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН.

Если предприниматель прекратил деятельность до истечения действия патента, то сумма налога, уплачиваемая при применении ПСН, подлежит пересчету исходя из фактического периода осуществления деятельности, в отношении которого применялась ПСН.

Сообщается, что в случае утраты статуса ИП, применяющего ПСН, происходит автоматическое прекращение предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН.

Это значит, что и в этом случае налоговыми органами должен быть произведен пересчет суммы налога, уплачиваемого при применении ПСН.

Утверждена форма уведомления об отказе в уменьшении суммы налога, уплачиваемого при применении ПСН, на расходы по приобретению ККТ.

Приказ ФНС России от 26.04.2019 N ММВ-7-3/220@, зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2019 N 54756.

Причиной такого отказа может являться представление индивидуальным предпринимателем уведомления, в котором указаны недостоверные сведения и (или) сведения, не соответствующие требованиям пункта 1.1 статьи 346.51 НК РФ.

В числе выявленных налоговым органом недостоверных (несоответствующих установленным требованиям) сведений указано, в частности: наименование модели ККТ и заводской номер экземпляра; дата регистрации ККТ в налоговом органе; сроки уплаты уменьшаемых платежей; расходы по приобретению ККТ ранее учтены при исчислении налогов, уплачиваемых в связи с применением иных режимов налогообложения.

Налогоплательщик вправе повторно представить уведомление об уменьшении суммы налога на сумму расходов по приобретению ККТ, с исправленными сведениями.

Минфин не против возможности подтверждать расходы при УСН копиями документов.

Письмо Минфина России от 22.04.2019 N 03-11-11/28986.

По мнению финансового ведомства, чтобы копией документа можно было подтвердить расходы, она должна быть оформлена по ГОСТу. Финансисты ссылаются на ГОСТ Р 7.0.97-2016 и на ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Напомним, в первом из названных документов указано, как оформить отметку о заверении копии. А во втором поясняется, что такое копия и заверенная копия.

Расходы автономного учреждения на приобретение права доступа к ПО через Интернет можно признать при УСН.

Письмо Минфина России от 3 июня 2019 г. № 03-11-11/40148.

Автономное учреждение, применяющее УСН, вправе уменьшить полученные доходы на расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем или лицензионным соглашениям. К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.

В последнее время достаточно распространено предоставление прав на использование программ и баз данных через Интернет посредством удаленного доступа к ним.

Расходы на приобретение права доступа к программному обеспечению с использованием Интернета могут быть учтены при УСН, если выполняются требования п. 1 ст. 252 Налогового кодекса. Иными словами, необходимо соблюдение тех же условий, которые должны выполняться при налогообложении прибыли.


АРБИТРАЖ

Верховный Суд РФ признал, что налоговая база занижается незаконно, если компания не возвращает заем, но включает проценты по нему в свои расходы.

Информация ФНС России. Дата публикации: 20.05.2019

Во время выездной налоговой проверки было выявлено, что налогоплательщик систематически продлевал срок погашения основного долга по договору займа с аффилированным лицом. При этом на протяжении нескольких лет он учитывал в составе расходов начисляемые по данному соглашению проценты. Таким образом налогоплательщик занижал налоговую базу по налогу на прибыль, неправомерно завышая расходы.

По результатам проверки инспекция доначислила налогоплательщику налог на прибыль и пени.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обратился в суд, где указал, что периодическое продление сторонами сроков возврата долга по займу является взаимовыгодным для сторон сделки.

Суды поддержали позицию инспекции и отказали налогоплательщику в удовлетворении требования. Суды указали, что сделки налогоплательщика проводились между ограниченным кругом взаимозависимых (аффилированных) лиц, и были выстроены таким образом, что позволяли искусственно создавать и наращивать дополнительные расходы в виде процентов по займу.

ВС РФ обобщил судебную практику и выработал правовые позиции по вопросам применения законодательства о независимой гарантии.

Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 05.06.2019.

В целях обеспечения единообразных подходов к разрешению споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии, судам следует исходить, в частности, из следующего:

— для возникновения обязательства из независимой гарантии достаточно одностороннего волеизъявления гаранта, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии;

— обязательство из независимой гарантии нельзя признать отсутствующим по мотиву неуказания наименования бенефициара в тексте гарантии, если достоверно установлено лицо, в пользу которого эта гарантия была выдана;

— начало срока действия независимой гарантии может определяться моментом совершения бенефициаром действий, относящихся к исполнению основного договора;

— требование об определении в независимой гарантии денежной суммы, подлежащей выплате бенефициару, считается соблюденным, если условия гарантии позволяют установить эту сумму на момент исполнения обязательства гарантом;

— сами по себе недействительность или незаключенность соглашения о выдаче независимой гарантии, подписанного принципалом и гарантом, не свидетельствуют об отсутствии обязательства из гарантии;

— нарушения, допущенные при выдаче независимой гарантии, могут быть противопоставлены требованию бенефициара о платеже по гарантии, если он являлся стороной соглашения о выдаче гарантии и знал об этих нарушениях;

— условие банковской гарантии, обеспечивающей исполнение государственного контракта, о приложении к требованию о платеже оригинала гарантии на бумажном носителе является ничтожным;

— обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана гарантия, даже если в самой гарантии содержится ссылка на это обязательство;

— денежные суммы, уплаченные гарантом бенефициару по независимой гарантии, возмещаются принципалом в порядке, предусмотренном ст. 379 ГК РФ. Соответствующее возмещение не может быть квалифицировано в качестве неосновательного обогащения гаранта, если он произвел выплату по гарантии согласно ее условиям;

— расходы принципала на оплату банковской гарантии по государственным (муниципальным) контрактам, прекращенным по обстоятельствам, за которые отвечает бенефициар, являются убытками принципала, подлежащими возмещению бенефициаром;

— банкротство лица, выдавшего независимую гарантию, которое наступило в период действия гарантии, не является основанием для прекращения обязательств из гарантии, но свидетельствует о снижении обеспечительной функции гарантии и может являться основанием для перерасчета согласованной ранее платы за выдачу гарантии.

Налог на прибыль: ВС РФ не согласился с тем, что затраты на рекламу на транспорте нужно нормировать.

Определение ВС РФ от 30.05.2019 N 305-ЭС19-4394.

Учет затрат на рекламу не зависит от того, как ее распространяют: на стационарных объектах или на транспортных средствах. По мнению Верховного суда, обратное привело бы к неравному налогообложению организаций.

Кроме того, в Законе о рекламе нет определения наружной рекламы, на которое можно было бы ориентироваться при расчете налога на прибыль. Особенности распространения рекламы на стационарных конструкциях и транспортных средствах, которые установлены в упомянутом законе, при исчислении налога не имеют значения.

В итоге Верховный суд отменил постановления, в которых судьи пришли к иному выводу.


ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ГОТОВЯТ ЗАКОНОДАТЕЛИ

Во втором чтении принят законопроект о регулировании деятельности платежных агрегаторов.

Проект Федерального закона N 603192-7. Редакция, принятая ГД ФС РФ во II чтении 18.06.2019.

Законопроектом устанавливаются обязанности платежного агрегатора по идентификации торгово-сервисных предприятий, участию в урегулировании спорных операций, обеспечению бесперебойности работы программно-технических средств, а также по соблюдению требований к защите информации при осуществлении переводов денежных средств. Вводятся положения об использовании корпоративных электронных кошельков между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Ко второму чтению в законопроект были внесены поправки, предусматривающие, в том числе:

— закрепление понятий «поставщик платежного приложения», «платежное приложение»;

— условия, при которых допускается привлечение оператором по переводу денежных средств банковского платежного агента для осуществления операций платежного агрегатора;

— условия привлечения банковского платежного субагента;

— права и обязанности оператора по переводу денежных средств при взаимодействии с поставщиками платежных приложений;

— дополнительные требования к проведению платежным агрегатором идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

— порядок осуществления контроля за деятельностью банковских платежных агентов (субагентов), в том числе со стороны Банка России и налоговых органов;

— правовой режим специального банковского счета платежного агента, с помощью которого осуществляется перевод денежных средств;

— требования к кассовому чеку, выдаваемому (направляемому) клиенту платежным агентом (субагентом).


Загрузить полную версию документа